Раскол православной церкви

О зраде Томоса

a_nalgin
, 12 января 2019 в 02:02
Tomos

Итак, у соседей очередная перемога. Во-первых, несмотря на хаос с Томосом, собственную «автокефальную» церковь Украина получила. Во-вторых, от России в очередной раз отмежевалась. И, в-третьих, увесистую дулю Москве, Кремлю и лично Владимиру #Путин­у таки показала.

Тогда почему же это – зрада?

Сейчас, когда страсти по Томосу несколько утихли, можно разобраться в этом сложном вопросе спокойно и непредвзято.

Во-первых, нужно признать, что Патриарший и Синодальный Томос о провозглашении и благословении Православной Церкви Украины автокефалией – никакой не «раскол». Ибо дело касается не догматов веры, но исключительно вопросов административного подчинения новой украинской Церкви. Однако уже само то, что решение их прошло совсем не в духе христианского благочестия, смирения и согласия наносит огромный ущерб Православию во всём мире и ПЦУ как неотъемлемой его части. Ибо здесь невооружённым глазом видно, что вопросы мирские, политические, суетные взяли верх над интересами религиозными, церковными, вечными.

Не мне, мирянину, решать, злоупотребил ли Его Святейшество, Вселенский Патриарх Варфоломей своими полномочиями иерарха. Но всё же отсутствие широкого внутрицерковного согласия при обсуждении данной весьма чувствительной темы, а также суета и спешка, прекрасной иллюстрацией которых стало внеплановое возвращение Томоса из Киева в Константинополь для его подписания всеми членами Синода, не могут не вводить в смущение. Как и то, что предстоятель первой по рангу Православной Церкви, по сути, стал частью предвыборной кампании Петра #Порошенко.

То есть, вот это вовлечение высшего православного духовенства в мирскую суету, а также сопутствующие склоки, тяжбы, нелюбовь – авторитет Православия, бесспорно, умаляют в глазах как верующих, так и желающих обрести веру. И украинской церкви это также выйдет боком.

Во-вторых, «раскол» всё же будет, хотя и не такой. И пройдёт он по украинским городам и весям, по церковным приходам и общинам. Потому что теперь каждому верующему украинцу надо будет определиться, с кем он. С объединённой Православной Церковью Украины, либо с не признавшей автокефалию Украинской Православной Церковью, находящейся под крылом Патриарха Московского и всея Руси. И хорошо ещё, если этот выбор будет свободным и мирным, а делёж имущества – компромиссным и спокойным, без революционного принуждения и насилия.

Ну а если нет? Если возобладает соблазн подтолкнуть церковные общины к единственно верному решению? Тем более, что есть сомнения по поводу способности и желания Киева обеспечить права несогласных с автокефалией верующих. В общем, ещё толком не угасли окончательно конфликты и споры по поводу языка, как возникает новый повод для размежевания и розни. Разве этого ждёт #Украина сейчас?

Ну и, в-третьих, не может не настораживать активное – порой, даже весьма активное – участие украинских государственных деятелей, и прежде всего президента Петра #Порошенко в делах чисто церковных. Конечно, автокефалия буквально с момента принятия «Акта провозглашения независимости Украины» была целью всех украинских президентов. Но, кажется, никто из них не рулил процессом так рьяно, как нынешний.

Тут вполне уместно заметить, что сама по себе постановка вопроса о равенстве церковной автокефалии и государственной независимости, красной нитью проходившая сквозь все прежние церковные споры, могла возникнуть только в голове перековавшегося атеиста. Ибо Церковь, как и Вера – вне рамок времени и вне границ государства. Возможно, если и не понимая это разумом, то хотя бы ощущая государственным чутьём, сформированным за годы партийно-чиновной карьеры, предыдущие лидеры независимой Украины отдавали пальму первенства на этом треке служителям культа.

Нынешний же пришёл во власть из бизнеса, где привык решать конкретно. Вот почему его Администрация действовала напористо и вмешивалась во все мелочи, вплоть до рассылки писем украинским епископам, монастырским настоятелям и даже приходским священникам. О её эффективной работе на внешнем фронте можно даже и не говорить особо: результат налицо. Такое деятельное участие киевской власти, бесспорно, ускорило «решение вопроса». Но оно же нарушило конституционный баланс, когда #церковь отделена от государства, а #государство – от церкви. И поставила ПЦУ в зависимость от Банковой, поскольку инициатива автокефалии исходила всё же от политиков, а не от священнослужителей.

С другой стороны, это вполне можно рассматривать и как шаг к превращению Украины из государства светского в клерикальное, где всё больше вопросов станет решаться на основе Священного Писания, постановлений Вселенских Соборов и заветов Отцов Церкви. В принципе, это выбор самих украинцев, по каким законам им жить, церковным или светским. Вот только никакой дискуссии по этой теме в украинском обществе не было, и всё решается горсткой активистов.

Вот такие существуют сомнения по части Томоса.

Так на ваш взгляд, его обретение – это перемога или зрада?