Наука

Электромобили: открытая дискуссия. Что не так в современном электромобилестроении.

alex_rozoff
, 30 июля 2019 в 15:18
Начало тут: https://alex-rozoff.livejournal.com/128819.html
Мой ответ-предложение на критику Angry_elf
"Я ни разу не луддит, не сторонник автомобилей с ДВС, и не сторонник углеводородного ископаемого топлива. Я за альтернативные источники (возобновляемые или ядерные) и за электромобили.
При этом только одно НО: не за счет административных и налоговых/льготных мер.
Теперь по порядку - поскольку вы оспариваете мои аргументы, послушаем ваши.
1. Считаете ли вы, что Tesla прибыльна? Если да - то можно ли увидеть источник, где дан счет их прибылей за (например 2017, 2018 и первую половину 2019 года).
2. Считаете ли вы, что статистически значимое число людей предпочитает покупать автомобили - электро- или гибриды, а не ДВС.
3. Считаете ли вы, что электро- и гибриды незначительно дороже ДВС (можно ли увидеть основания для такого мнения)?
4. Считаете ли вы, что шансы бензинового автомобиля самопроизвольно загореться на стоянке с выключенным ДВС не меньше, чем шансы на это у электромобиля с типичным (т.е. литиевым) аккумулятором? Если да, то приведите пожалуйста физический механизм такого возгорания ДВС.
Поехали. Открытая дискуссия."

Ответ Angry_elf (29 июля 2019, 19:44:23)

> 1. Считаете ли вы, что Tesla прибыльна? Если да - то можно ли увидеть источник. где дан счет их прибылей за (например 2017, 2018 и первую половину 2019 года).

А можно я буду считать разные прибыли? :)
Ну т.е. одна прибыль, по детскому - долги отдали, товар создали и продали выше себестоимости = прибыль.
Потому что прибыльность по бух-отчётности - это кромешный ад, никому, кроме налоговиков, особо не интересный.
Теслы продаются с прибылью (не в убыток себе). Дотации получают покупатели от государства лично (а не тесла себе в карман кладёт). В итоге - тесла прибыльная. Мне трудно так вот накидать вам документов, где это заявляется прямо, но, как по мне, достаточно того, что каждая конкретная тесла продаётся не в минус.

> 2. Считаете ли вы, что статистически значимое число людей предпочитает покупать автомобили - электро- или гибриды, а не ДВС.

Нет конечно. Я абсолютно уверен в обратном :)
Ко мне недавно дед подошёл, когда я у машины ковырялся. Спросил, мол, как оно, на газу ездить, мол, есть ли смысл. При том что в Чехии, где я тогда жил, на газу, наверное, половина автопарка ездит.
Все умеют считать бабло и газ минимум в полтора раза выгоднее бензина, даже с учётом доп-затрат на обслуживание.
С электрокарами будет та же ситуация. Никто не будет смотреть на степень зелёности и минимализацию выбросов. Посмотрят на то, что машину можно заряжать от розетки на стене по ценнику в несколько раз ниже бензина и газа.

> 3. Считаете ли вы, что электро- и гибриды незначительно дороже ДВС (можно ли увидеть основания для такого мнения)?

Если сравнивать стоимость в автосалоне, то всё очевидно. Если сравнивать совокупную стоимость владения - то не совсем. Стоимость машины стоит прибавить к её аммортизации за время эксплуатации. И Тут начинаются чудеса, что некоторые теслы с пробегом в 500к, использовали всего 10% ресурса батареи. И никаким ремонтом турбины или коробки передач (до трети стоимости бензинового эта радость может стоить) за это время даже не пахло. Вот как это считать и сравнивать?

> 4. Считаете ли вы, что шансы бензинового автомобиля самопроизвольно загореться на стоянке с выключенным ДВС не меньше, чем шансы на это у электромобиля с типичным (т.е. литиевым) аккумулятором? Если да, то приведите пожалуйста физический механизм такого возгорания ДВС.

Tesla claims that gasoline powered cars are about 11 times more likely to catch fire than a Tesla. They claim that the best comparison is fires per 1 billion miles driven. Today, Tesla is certainly the most visible EV maker on the market. Recently, Tesla achieved two milestones: 500,000 EVs produced globally and an accumulative 10 billion EV miles. Per Elon Musk, there have been five fires per billion miles for Tesla. Most Tesla fires occur after high-speed violent crashes, like the one shown in our recent article. It's also worth noting that the number of Tesla fires have been reduced since it added additional metal plating to protect the battery.
Механизм возгорания батарей тоже не очень понятен. В любом случае, если статистика в пользу теслы, то не пофиг ли, от чего загораются бензиновые? И уж тем более, опаснее всего их возгорания во время движения, а не на стоянке с выключенным двигателем.

Было бы интересно всё-таки узнать, что не так с теперешними электромобилями.
-----------------------

Мой ответ:
1. Бухгалтерия - очень простая штука.
Вот как она выглядела для Tesla год назад (с тех пор принципиально ничего не изменилось):
"Инновационная компания Tesla, не достигающая прибыли в течение всех 15 лет существования, завершила квартал с рекордным убытком в $717 млн. За квартал Tesla израсходовала более $430 млн. своих оставшихся денежных средств, уменьшив баланс до $2,2 млрд. Эти расходы вызваны расширением производства новой модели Tesla 3, рассчитанного на массовый рынок.
В конце июня Tesla вышли на целевой показатель производства новых автомобилей: 5000 в неделю. New York Times сообщает, что преодолев этот порог, Tesla рассчитывает на прибыль.«Мы ожидаем, что вторая половина 2018 года, впервые в нашей истории станет прибыльной и завершится с положительным денежным потоком» — цитирует The Guardian письмо руководства Tesla к инвесторам.
Этот и другие оптимистичные прогнозы, сделанные Илоном Маском во время телефонной конференции после публикации отчета, оживили интерес инвесторов к акциям Tesla. C 1 августа стоимость акций выросла с $296 до $344 за единицу на момент открытия биржи. По данным Financial Times, одним из крупных покупателей акций Tesla стал государственный фонд Саудовской Аравии, вложивший в компанию $2 млрд."
https://habr.com/ru/company/iticapital/blog/419795/
(Примечание - в 2019-м Tesla тоже убыточна)

2. Итак ваш ответ: сейчас НЕТ статистически значимого числа людей, которые предпочитали бы покупать автомобили - электро- или гибриды, а не ДВС.
Т.е. мотивы корпораций заниматься электромобилями - не товарный рынок этих машин, а льготы и биржевой ажиотаж вокруг ценных бумаг компаний-флагманов электромобилестроения.

3. Итак, ваш ответ: при покупке все очевидно. Электромобили и гибриды намного дороже чем автомобили с ДВС. Что там будет с электромобилями через полмиллиона километров пробега - это еще надо посмотреть, когда будет набрана статистика. Но что хорошие автомобили 1990-х и начала 2000-х вполне юзабельны даже после миллиона километров пробега - это точно.
http://www.1gai.ru/autonews/522189-toyota-corolla-million-kilometrov-za-16-let.html

4. Заявления пресс-службы Tesla о якобы меньшей пожароопасности их электромобилей по сравнению с автомобилями на ДВС выглядят крайне неубедительно - с учетом неоднократно зафиксированных фактов спонтанного возгорания машин Teala (даже на парковке, с выключенным двигателем). Вообще, аккумуляторы, построенные на литии, невозможно сделать безопасными в земной атмосфере - разве что, упаковать их в бронированный корпус (но тогда потеряется их единственное преимущество: плотность энергии на единицу массы).

Теперь: "что не так с теперешними электромобилями"?
Мое мнение: с электромобилями все хорошо. С ними было все хорошо и 50 лет назад, и 100 лет назад, и даже 150 лет назад (Первая самоходная тележка с электромотором: 1842 год).
http://www.vokrugsveta.ru/article/274880/
https://www.popmech.ru/vehicles/13652-vpered-v-proshloe/#part1
https://electricmotorsclub.ru/blog/electro-ussr/
Проблема не в самих электромобилях. Они могут быть рентабельны и востребованы массовым рынком прямо сейчас, без всяких биржевых инвестиционных пузырей, налоговых льгот и бюджетной поддержки (за счет налогоплательщика). Они могут быть рыночно-рентабельны - это доказывается массовой востребованностью двухколесного электротранспорта во всем мире.
Но мега-корпорации, занявшиеся электромобилями, делают это бездарно, дорого, и некачественно - поскольку ориентированы на источники дохода вне массового товарного рынка.