Лучшие советские фильмы о первой любви 2

alexander_pavl
, 8 июля 2017 в 16:42
zvo 3 zvo 1 zvo 4

4. «Звонят, откройте дверь», Александр Митта, Мосфильм, 1965, в главной роли Лена Проклова. Крайне редкое изображение первой влюблённости со стороны девочки. То есть, вообще-то фильмы с изображением влюблённых девочек были – «Рудольфио», «Дикая собака динго», ещё какие-то собаки – но это всё какое-то декоративное, демонстрируемое не изнутри, а снаружи. Что при этом творилось в голове девочки, было совершенно непонятно. А Митта и Лена Проклова рискнули показать первое чувство двенадцатилетней девочки изнутри этого чувства. Я, конечно, не девочка и никогда девочкой не был, но меня этот фильм убедил. Он показался мне достоверным. После этого Лена стала на какое-то время эталоном советской нимфетки и, после пары ролей, была приглашена Ричардом Викторовым в экранизацию романа В.Киселёва «Девочка и птицелёт». Она взорвала фильм изнутри своим пробуждающимся эротизмом, хотя собственно первой любви в фильме «Переходный возраст» нет.

tele5 tele 2

5. «Телеграмма» Ролан Быков, Мосфильм, 1971, в главных ролях Таня Гришина и Серёжа Воинов. Этот фильм оказался в тени других, более ярких и более популярных фильмов Ролана Быкова. Очень скромное кино, снятое как бы впоруки, вполглаза, с небрежно прописанным безразмерным сценарием и, в сущности, без сюжета. Ну да, сценаристами там парочка талантливых халтурщиков, Лунгин да Нусинов. Эпизоды нанизываются один за другим по принципу дивертисмента, но реальное содержание «Телеграммы», идущее поверх видимой истории - борьба мальчика за удержание на себе внимания девочки, в которую он влюблён. Чувства этих детей прописаны очень тонко, динамика эмоций очень сложна и противоречива. И всё разыграно без скидок на возраст и предположительно инфантильную аудиторию. Быков очень серьёзен, когда дело касается детской влюблённости. Он не допускает упрощений. И знаете, это ведь единственный фильм в многосотенной фильмографии советского детского кино, в котором автор в самом деле объясняет, как мальчику влюбить в себя девочку. На каких струнах следует играть, каких ошибок избегать. Да, единственный честный информативный фильм о первой любви. И при этом – ах, какая там Москва 1970 года!

hu 2 hu 5

6. «Хуторок в степи», Борис Бунеев, Киностудия имени Горького, 1970, в главных ролях Светлана Орлова и Игорь Корытнюк. Тут литературный материал был превосходен, так что от авторов фильма требовалось, как минимум, не испортить хороший материал. Ну, режиссёр свой номер отработал на крепкую четвёрку. Зато главные герои! Это отпад! Невероятно пластичный и обаятельный Игорь Корытнюк исполнил свою роль без преувеличения гениально. Лирика, юмор, самоирония, лёгкость скольжения и безупречная точность как бы спонтанных реакций. Весь мир отражается в его глазах. Если бы я не видел этот фильм воотчию, я был бы уверен, что подобное мастерство возможно только теоретически. Таинственная Марина (кстати, Света Орлова – балерина) просто подыгрывает Пете, увлечённому игрой в любовь и не замечающему, что он ей «просто нравится». Это и забавно и трогательно, а «революционная» линия подполья выглядит – как и в литературном оригинале - намёком на то, что выпавшие Пете несколько месяцев счастья кратки, как цветение черешни в саду хуторка посреди степи.

sto sto-dne 1

7. «Сто дней после детства», Сергей Соловьёв, Мосфильм, 1975, в главных ролях Таня Друбич и Боря Токарев. Элегия о стремительно улетающей юности, о том, что взрослеть – больно, не понравилась советским подросткам. Среди всех моих знакомых ровесников я был единственным, принявшим «Сто дней» всерьёз. Зато взрослые зрители фильм категорически одобрили. Ну, не все, конечно. В своих мемуарах Соловьёв с раздражение пишет, как функционеры Мосфильма воспротивились выбору актёров на главные роли. Им не понравилось, что «два русских мальчика кружат вокруг еврейской девочки». К счастью, у Соловьёва было достаточно влияния, чтобы заставить дураков заткнуться.

Продолжение следует