В Украине заблокируют доступ к "Яндексу", "ВКонтакте" и "Одноклассникам"

Подсчет потерь. Продолжение

colonelcassad
, 25 мая 2017 в 16:38


В продолжении темы "Подсчет потерь" http://colonelcassad.livejournal.com/3438557.html. Автор заметок отвечает на заданные в комментариях вопросы и уточняет ряд моментов, продолжая рассматривать блокировку российских интернет-ресурсов на Украине с практической и бытовой точки зрения.

Подсчет потерь. Продолжение

Моё первое письмо вызвало достаточно активное обсуждение. Помимо стандартных мантр про "Путин, введи интернет-цензуру!" и "Хохлы - прочь из России!" было и несколько интересных комментов. Постараюсь ответить на возникшие вопросы и развернуть упомянутые раннее вскользь.

Я пою то, что вижу. Моё впечатление является исключительно моим и ни в коем случае не претендует на Всеобщую Истину.
Репрезентативность - под вопросом. Я даю узкий срез - то, что вижу я, общаясь с сотрудниками, со-работниками, знакомыми и родственниками. Из того, что я читал по теме за прошедшую неделю следует, что моя точка зрения хотя и смещена в сторону программистов, но при этом вполне адекватна проблемам обычных пользователей инета. Верить или не верить - на усмотрение читателя.

1. Доступ к сервисам - кроме авторизации через ВК/ОК/Мейлру/Яндекс, так же пропали доступы и к почте. Масштаб проблемы оценить затрудняюсь - в моём окружении мало кто использует Яндекс или, тем более, Мейлру. В основном у народа - гугль или корпоративная почта. Проблема, конечно, имеет место быть.

2. 1с. Не писал, потому что не знал ситуацию. Опросил специально знакомых 1с-ников - не слишком много, но ИМХО вполне достаточно. Общее настроение - настороженное. Не смотря на несколько снисходительное отношение к 1с-программистам, народ там в целом грамотный. Да и обычно либо организация имеет выделенного админа, либо 1с-ник является "эникейщиком" достаточно широкого профиля, что бы решить проблемы блокировки. Основная настороженность происходит из опасения, что 1с запретят использовать в бухучете и будет очень сложно достать апдейты законодательства - либо вообще прекратят официально выпускать патчи. Проблем с патчами к самой 1с или проблем с авторизацией ни один из респондентов не предвидит.

3. В комментах упомянули про игры мейлру. Фактов добавить не могу - в моём срезе в игры на мейлру никто не играет (или стыдяться в этом признаться).

4. По поводу платежеспособной аудитории. Интернет, в отличие от электричества, в кредит не отпускают. Можно, конечно, присосаться к "бесплатному" вайфаю соседа, но это исключение, а не правило. Так что если человек имеет доступ к инету дома/на мобиле - то значит у него хватает на него лишних денег. С другой стороны, анекдот про "нет, ты будешь меньше кушать" тоже имеет место. Знаю человека, у которого многотысячные счета за квартплату, зато сотовый - свежий Galaxy, а инет - покруче, чем у меня. Правда и здесь можно заметить, что такие люди как раз и тратят много денег, пусть даже живут "в долг" и формально неплатежеспособны.

4.1. Отдельно - вопрос доступа к инету с рабочих мест. Опять же - если есть рабочее место с доступом к инету - по меркам Украины это уже очень неплохо! Это как минимум значит - работа "в офисе", а не сбор яблок в Польше и не разгрузка вагонов. Какой-никакой уровень - раз есть компьютеры и локалка в организации (например, в ларьке на рынке такого нет). И т.д. и т.п.

4.2. Кстати, прогнозирую, что массово в коммерческих организациях если и будут обходить блокировку - то в индивидуальном порядке или с очень ограниченным допуском: потому что стрёмно. Настучат или вычислят. Про бюджетников - вообще нет смысла говорить.

5. Я как-то забыл упомянуть про мобильные приложения. Просто вылетело из головы. А ситуация там ЕЩЕ хуже:

5.1. В отличии от сайта - мобильное приложение, завязанное на сервисах ЯД/Мейлру/ОК/ВК так просто не переделаешь. Это - просто сложнее. Цикл переделки - дольше. Программистов-мобильщиков - меньше, чем веб-программеров. А значит - всё это будет сильно дольше и дороже.

5.2. Очень вовремя напомнили в комментах - практически у всех мобильных операторов в популярных пакетах со сколь-нибудь заметным объёмом данных, траффик к ЯД/ОК/ВК обычно не учитывался! Из альтернатив - обычно, бесплатный доступ дают еще и к ФБ, а вот гуглослужбы типа ютуба - они уже идут довеском на более дорогих пакетах или не включены вообще.

6. Замена ВК/ОК на ФБ - слабая замена левой руке. ФБ проигрывает по юзабилити обоим альтернативным соцсетям. Реально активных аккаунтов выходцев из СССР в ФБ - меньше (погуглите статистику сами). Контента - меньше. Интеграция с другими сервисами - хуже. Почти всё можно поменять, кроме политики ФБ по модерации контента.

7. Согласен с высказанным в комментах мнением, что удар в основном пришелся по ядру майдана - хипстерам и планктону. Выстрел в ногу, как он есть.

8. Не стоит заблуждаться по поводу среднего уровня компьютерной грамотности. Не смотря на не очень репрезентативный срез, я могу достаточно уверенно утверждать, что средний пользователь просто впадает в ступор при отсутствии доступа к своему любимому ресурсу. ВПН-ы за 5 (ПЯТЬ БАКСОВ!), анонимайзеры, прокси, настройки в браузере - это всё звучит забавно, только когда знаешь о чём речь. Опрашивая же пользователей, нужно учитывать аудиторию опроса и смещенность результата. Результаты опроса в паблике ВК о блокировках ВК - это почти как "100% жителей страны пользуется инетом - как показал опрос, проведённый в инете". Обычный, не продвинутый пользователь, запускаеть Ентернет буквочкой "е" с десктопа (да, у него - винда), затем вбивает в строку "вконтакте" и переходит по первой ссылке в выдаче. Обычный пользователь даже не знает о "Закладках", не говоря уже о всяких впнах-шмпнах или "настройках браузера". С мобильными устройствами всё ЕЩЕ хуже: контингент пользоателей - шире, уровень владения - ниже.