Еврейский вопрос разделил общественность на два лагеря

colonelcassad
, 21 августа 2017 в 19:04


В продолжении истории про попытки разделить жертв нацистской оккупации на евреев и всех остальных.

Еврейский вопрос разделил общественность на два лагеря

История Великой Отечественной войны полна трагических фактов, рассказывающих нам, потомкам победителей, о бессмысленном и жестоком уничтожении немецкими захватчиками, их союзниками и пособниками миллионов мирных граждан, населявших оккупированные немцами территории советских социалистических республик. Памятные места, свидетели ужасной трагедии, известны практически каждому россиянину.

Одно из таких мест - Змиёвская балка, расположенная на территории города Ростова-на-Дону. Место массового расстрела мирных жителей и военнопленных. Исторические источники разнятся в цифрах, но большинство из них утверждает, что за время фашисткой оккупации города Ростова-на-Дону на территории Змиёвской балки было уничтожено более 27 000 советских граждан. В 1975 году, в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне, на месте массовой гибели советских граждан был открыт «Мемориальный комплекс памяти жертв фашизма в Змиевской балке», который в дальнейшем получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

Внимание прессы данный объект привлек в начале 2000-х, когда местная общественность сошлась в нешуточной схватке, разгоревшейся вокруг текста, нанесенного на мемориальную табличку, размещенную непосредственно на памятнике. Табличка гласила «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста». Ростовская общественность возмутилась данным ракурсом подачи информации, так как среди погибших были не только евреи. На территории Змиёвской балки расстреливались военнопленные, партизаны, члены ВКПБ, подпольщики, пациенты психиатрических клиник. Национальный состав погибших так же разнообразен. Помимо евреев на территории Змиёвской балки были расстреляны русские, белорусы, украинцы, татары, армяне, ассирийцы, курды и цыгане, которых уничтожали не менее активно, чем евреев. В конечном итоге, в результате данного противостояния, которое разделило ростовскую общественность на два лагеря, появилось на свет «Заявление общественных организаций Ростовской области и города Ростова-на-Дону», подписанное руководителями 28 общественных структур, на страницах которого зафиксировано мнение общественности, которое говорит о недопустимости выделения жертв по какому-либо признаку (в том числе, национальному), что в свою очередь противоречит замыслу авторов мемориала. Однако поменять текст на мемориальной доске удалось лишь в 2011 году, а в 2012 году данное решение администрации поддержал Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону. В 2011 году с доски исчезло слово «евреев», вместо него появилась формулировка «мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных», что, по мнению историков и краеведов более соответствует действительности.

И вот, спустя 5 лет, ситуация вокруг мемориала «Змиёвская балка» вновь обострилась. В конце января 2017 года президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер сообщил ряду федеральных СМИ о том, что в августе 2017-го, к 75-летию памятной даты массового уничтожения еврейского населения в Ростове-на-Дону, на мемориале Змиёвская балка появится стела с именами 4 000 жертв. Фамилий на самом деле 4004, разумеется, речь идет о евреях и членах их семей. Вместо стелы на мемориале «Змиёвская балка» должны появиться плиты с именами исключительно евреев и евреек, убитых нацистами, а также их нееврейских жен и мужей. Ещё, согласно эскизу, рядом с плитами будут установлены подсвечники — это иудейские меноры. Интересный проект, но не кажется ли вам, что он в корне меняет концепцию мемориала, задуманного в качестве памятника жертвам фашизма?

Ростовская и федеральная пресса разразилась публикациями, в которых журналисты, историки и привлеченные эксперты в очередной раз принялись напоминать представителям еврейских общественных структур о том, что на территории Змиёвской балки похоронены не только евреи. Еще больший резонанс вызвало желание авторов проекта вписать в число жертв Холокоста представителей так называемого «Еврейского Совета старейшин», который подписывал воззвания, обращенные к евреям Ростова-на-Дону, предписывающие им явиться в пункты сбора для переселения в места компактного проживания. «Еврейский Совет старейшин» был создан 2 августа 1942 года по инициативе оккупантов и подчинялся зондеркоманде СС 10-а, которой в то время командовал оберштурмбанфюрер Кристман. Сегодня сложно однозначно заявить о том, что доктор Лурье и его соратники помогали нацистам добровольно, зная, что своими действиями обрекают своих соотечественников на верную гибель. Возможно, они были обмануты и сотрудничали с нацистским режимом исходя из благих побуждений, веря в то, что их деятельность направленна исключительно на благо еврейского населения Ростова-на-Дону. Но одно можно сказать однозначно. Более 2000 евреев явились 11 августа 1942 года на сборные пункты именно потому, что верили Лурье и другим старейшинам, входившим в обозначенный выше Совет. И эта вера стоила им жизни. Мог ли Лурье не догадываться о том, что ждет его соплеменников в ходе данного переселения в «особый район»? Лично я сомневаюсь в этом. Не мог Лурье и его соратники не знать о судьбе евреев Таганрога, которых 26 октября 1941 г. по призыву еврейского комитета собрали на Владимирской площади в помещении школы № 26, так же для регистрации и переселения. Все они были расстреляны. Таким образом, в данном случае речь идет действительно о сотрудничестве с нацистами, и нанесение фамилий членов «Еврейского Совета старейшин» на табличку, расположенную на мемориале «Змиёвская балка» может быть расценено как реабилитация нацизма и героизация нацистов и их пособников. Есть и еще ряд нюансов, которые так же подметили эксперты, буквально разложившие данную ситуацию на молекулы. Особо внимательные и въедливые заметили, что ряд фамилий в списках жертв, предлагаемых к нанесению на таблички, дублируется. Кто-то и вовсе заявил о том, что книга «Книга памяти. Мартиролог жертв Холокоста. Ростов-на-Дону, Змиевская балка, 1942 год», являющаяся для авторов проекта источником информации, содержит целый ряд неточностей. Все дело в том, что в этом издании собраны сведения о 3361 человеке, пострадавшем от фашизма. При этом данные о 1229 людях не подтверждаются архивными документами (причем в 401 случае указаны названия архивов, но не приведены ссылки на конкретные документы). Еще 1513 человек из списка были угнаны из Ростова-на-Дону в Германию на принудительные работы. Таким образом, документально подтверждены факты гибели 619 человек. Вряд ли будет правильным решение о нанесении на мемориальные доски имен и фамилий людей, погибших в другое время и в другом месте.

Теперь о моем личном отношении к данной инициативе представителей еврейской общественности. Разумеется, я против. Поясню. Я против того, чтобы менять концепцию памятника, который увековечивает память о жертвах, понесенных в той ужасной войне многонациональным народом Советского Союза. Сегодня, на мой взгляд, мы допускаем серьезную ошибку. Эта ошибка заключается в том, что мы на государственном уровне не говорим о геноциде народов СССР, развязанном немецко-фашистскими захватчиками на территории советских республик, находившихся под оккупацией. Одно время среди историков и представителей общественности бытовало мнение о том, что немцы уничтожали по национальному признаку исключительно евреев. Затем к евреям добавили цыган, которых так же уничтожали только за то, что они цыгане. Сегодня ряд авторитетный историков и исследователей заявляет о том, что немцы в 1941 году развязали хорошо спланированный и целенаправленный геноцид славянских народов – русских, белорусов и украинцев. Осенью 1941 года, уже во время войны с СССР, Гитлер однозначно заявил союзнику вице-премьеру Румынии Михаю Антонеску на официальных переговорах: «Моя миссия, если мне удастся, – уничтожить славян». Так же в ходе данной встречи Гитлер заявил: «В будущем в Европе должны быть две расы: германская и латинская. Эти две расы должны сообща работать в России для того, чтобы уменьшить количество славян. К России нельзя подходить с юридическими или политическими формулами, так как русский вопрос гораздо опаснее, чем это кажется, и мы должны применить колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян». Красноречиво раскрывает планы фашисткой Германии в отношении народов, населявших республики Советского Союза и заявление Германа Геринга, которым тот удивил в ноябре 1941 года итальянского министра иностранных дел графа Галеаццо Чиано: «В этом году в России умрёт от голода от 20 до 30 миллионов человек. Может быть, даже хорошо, что так произойдёт; ведь некоторые народы необходимо сокращать».

Данные высказывания нацистских лидеров были приняты в качестве руководства к действию, что в свою очередь привело к миллионам и миллионам погибших среди мирного населения советских республик. Были ли эти погибшие, уничтожаемые исключительно по национальному признаку, евреями? Нет, нет и еще раз нет! По национальному признаку истреблялись и славяне. Задумайтесь над одним общеизвестным фактом, которому вы возможно не придаете значения – в ходе Великой Отечественной войны было уничтожено более 30 процентов населения Белоруссии. Погиб каждый третий белорус, большинство из которых были мирными жителями. Это ли не является подтверждением факта геноцида, развязанного Гитлером и его последователями в отношении представителей славянских народов?

Сегодня мы не должны говорить лишь о Холокосте, доказанном факте геноцида еврейского народа, а смотреть гораздо шире, доказывая, что все действия фашистских захватчиков, направленные на уничтожение мирного населения оккупированных территорий, являются актом сознательного геноцида жителей республик Советского Союза, санкционированного руководством фашисткой Германии. И мемориал «Змиевская балка» должен стать одним из монументов, увековечивающих память жертв геноцида населения многонационального Советского Союза в период 1941-1945 г.г. А превращая его в памятник лишь жертвам Холокоста мы сознательно и добровольно отказываемся от исторической объективности, которая сегодня указывает нам на то, что уничтожению по национальному признаку в годы Великой Отечественной войны подвергались не только евреи, но и представители других народов, проживающих на территории СССР. Это мое личное мнение.

В общем, к обозначенной президентом Российского еврейского конгресса Юрием Каннером дате памятные таблички на территории мемориала так и не появились, что позволило нам всем лицезреть его в первозданном виде. Видимо договоренности с руководством города Ростова-на-Дону, о которых заявлял Каннер еще в январе 2017 года, так и не были достигнуты. Может быть, это и к лучшему? Зачем разъединять людей по национальному признаку там, где их можно объединить? Объединить вокруг общей истории и общей трагедии?

Вместо торжественного открытия обновленного мемориального комплекса в Ростове-на-Дону состоялся «Марш живых», которых объединил в одном строю ростовчан, представителей различных национальностей и приверженцев различных религиозных конфессий, выразивших желание почтить память соотечественников, замученных на территории Змиёвской балки во времена фашисткой оккупации. Довольно многолюдное мероприятие получилось в итоге. Удивила лишь манера, в которой один из организаторов данной акции призвал население Ростова-на-Дону принять в ней участие. Речь идет о материале, размещенном в сети Интернет Юрием Домбровским, Председатель Попечительского совета «Память о Холокосте» РЕК, член Совета директоров РЕК. Призывая принять участие в шествии, он устроил для неискушенных пользователей небольшой исторический экскурс. Небольшая цитата из его довольно краткого материала: «Именно на этом месте на улице Алейникова был установлен сразу после войны памятник погибшим евреям, снесенный позже ростовскими властями. Именно здесь предлагала Федерация еврейских общин России поставить памятник жертвам Холокоста, когда в 2011 г. общественность протестовала против снятия ростовской администрацией с мемориала доски с упоминанием жертв Холокоста. На новой административной доске слово «евреи» ростовские чиновники заменили на «мирные жители». Администрация тогда не разрешила ставить памятник жертвам Холокоста на Алейникова. Зато она согласовала строительство коттеджного поселка, вплотную подошедшего к еврейским костям. Участники Марша будут идти мимо высокой стены этого солидного поселка на краю которого в этом году была даже открыта стилизованная под сруб элегантная церковь. Беспокойство добросовестных приобретателей жилья в коттеджном поселке будет 11 августа недолгим. Но вот на какой себя ловлю мысли: какое же возможно беспокойство и ущерб благополучным коттеджам в день Страшного суда. Ведь сказано в Священном писании: настанет день Страшного суда. «По слову Господню, множества сухих костей, разбросанных по полю восстанут. Кости сии – весь дом Израилев - обратятся в полчища живых людей. «И введу вас в землю Израилеву» - сказал Всевышний». (Иезекиль. 37:1-14). А М.Ю.Лермонтов сказал позже: Но есть и Божий суд...». Мягко говоря, я удивлен. Фактически данный уважаемый общественный деятель заявляет о том, что руководство города приняло решение о сносе памятника погибшим евреем, на месте которого санкционировало строительство православного храма и коттеджного поселка, жители которого в день Страшного суда, несомненно, понесут ответственность за всех невинно убиенных евреев, чьи кости покоятся в земле под их домами. Что это, неумелая использование цитат, либо сознательное разжигание розни, которая может вспыхнуть у представителей еврейского народа по отношению к жителям коттеджного поселка и прихожанам православного храма, после прочтения данного высказывания уважаемого и авторитетного еврейского деятеля? Не берусь квалифицировать действия Домбровского, так ка это банально не в моей компетенции. Скажу лишь одно. Лучше бы евреи так же рьяно отстаивали историческую справедливость в тот момент, когда Россию исключали из проекта, подразумевающего обновление музея на территории бывшего концентрационного лагеря «Собибор» расположенного на территории Польши. Израиль, являющийся одним из участников проекта, не только не возмутился после исключения России из проекта реконструкции музея польской стороной, но и поддержал данное исключительно несправедливое и даже кощунственное решение польского руководства. И это несмотря на то, что на территории данного концлагеря были зверски замучены десятки тысяч граждан СССР.

http://russiancommun.livejournal.com/312827.html - цинк