Война

Алита

colonelcassad
, 24 февраля 2019 в 21:52


Вчера посмотрел давно ожидавшуюся "Алиту".
Кино представляет из себя фантастический кибер-панк боевик снятый по мотивам известного японского аниме 1993 года "Боевой ангел Алита: Сны оружия", которое в свою очередь базируется на известной манге и в целом, является одним из ярких представителей японской фантастики.


Оригинал 1993 года.


Спустя 25 лет.

За работой над фильмом следил, так как в свое время мне зашел оригинал, ну и фильмы в жанре кибер-панк я обычно не пропускаю.

Небезызвестный Джеймс Кэмерон мечтал снять фильм по мотивам "Алиты" еще с 90х, но то денег не было, то компьютерные технологии не позволяли, то еще что-то. Работа над фильмом шла еще с середины нулевых, но очень медленно. В конце концов Кэмерон погряз в мире "Аватара", который он грозится обрушить на головы публике с 2020 года в количестве аж 4х фильмов.



Ну а "Алите" в этом графике места не нашлось. Поэтому Кэмерон ограничился продюсированием и консультациями, а режиссировать позвал известного трешодела (в хорошем смысле этого слова) Роберта Родригеса. Для понимания творческого багажа Родригеса:









Как не трудно догадаться, Родригес весьма специфичный режиссер, хотя нельзя сказать что плохой - "Четыре комнаты" (где он ставил 3-ю новеллу "Нарушители спокойствия" очень даже ничего).

В итоге, особых ожиданий перед фильмом не было - Кэмерон устранился от режиссуры, Родригес у штурвала, не самые впечатляющие трейлеры, странные большие глаза героини с закосом под аниме. В общем, можно было бы ожидать чего-то в духе провалившегося не так давно "Призрака в доспехах", который также пытался адаптировать знаменитое японское аниме для западного зрителя.

Но на удивление оказалось лучше, чем ожидалось. Хотя отличий от оригинала хватает, некоторые сцены из аниме воспроизводились фактически дословно и это шло фильму явно в плюс, а сам фильм несмотря на огрехи монтажа смотрелся более-менее целостно, раскрывая мотивацию большей части героев.





Из плюсов стоит отметить удачное попадание с дизайном главного персонажа, который был полностью компьютеризирован (лицо игравшей Алиты актрисы Розы Салазар заменили на компьютерное изображение), но смотрелся очень живо. И даже необычные большие глаза оказались вполне естественными в логике фильма. Да и в целом, имея за собой прописанный японский оригинал, было бы трудно завалить визуальный образ и линию раскрытия персонажа, который постоянно эволюционирует по ходу фильма от детской куклы с стертой памятью до боевой машины, которая понимает что она здесь делает и кто ее враги.





Нормально выступил Кристоф Вальц в роли Идо, очень удачное попадание в образ. Ну и Вектор с Кирен получились вполне нормальными.
Хьюго - ну такое. Кибернитические персонажи выезжали скорее на причудливом визуальном дизайне, который действительно запомнился в ряде случаев.







Да и целом, визуальный ряд и арт-дизайн доставляют - видно, что над ними очень серьезно работали, акцентируя внимания на различных мелких деталях, добавлюящих местному миру правдоподобности, хотя он конечно дан очень легкими мазками, оставляющих больше вопросов чем ответов.

Сюжет в значительной степени повторяет оригинал, так что пересказывать его не буду. Имеется вполне ясная сюжетная канва с восстановлением памяти и осознанием себя, с попутным пониманием несовершенства окружающего мира и легкими аллюзиями на христианство (где воздушный город изначально выглядит как некий недосягаемый рай, а город под ним как ад или чистилище), где неизвестно кем созданный "боевой ангел" оказался в рукотворном человеческом аду, который по ходу фильма сокрушает детские иллюзии и мечты с основным посылом - повзрослей и борись или этот мир сожрет тебя и выбросит на свалку. Концепт хорошо работал 25 лет назад, хорошо работает и сейчас.



Тему феминизма и сильных женщин особо не педалируют, тем более что оригинал появился задолго до начала массовой толерастической пропаганды в современном западном кино. Отсюда видимо и отсутствие геев и лесбиянок в мире будущего - по дороге к 26 веку видимо никто не выжил, а также то, что все положительные главные герои белые, а главный злодей черный. В общем, если вы ходите на "Женские марши против Трампа" и вас волнует тема недостаточной освещенности темы ЛГБТ в современном кино, то можно сразу бежать на "Метакритик" и ставить жирный ноль, после чего искать ближайший памятник генералу Ли для совершения акта праведного мщения.



Из минусов стоит отметить обрывающееся на середине повествование (прямо как в "Матрице: Перезагрузка" - мол ждите когда-нибудь окончание истории), которого может и не быть, если фильм не отобьет затраченные на его производство немалые деньги (а это более чем не исключено - как и многие другие кибер-панк истории последних лет - "Бегущий по лезвию: 2049" или "Призрак в доспехах" - "Алита" достаточно средненько выступила в прокате, хотя как пишут, в России зашла на ура, да и в Китае тоже).



Бросается в глаза и скомканность повествования ближе к концу фильма, что обусловлено тем, что фильм сильно резали - Родригез снял кино на 3 часа, а потом урезал до двух часов. Кэмерон по этому поводу заявлял, что "Родригес элегантно убрал лишнее", но не фига подобного - в некоторых местах получилось достаточно грубо.

Касательно расчлененки - фильм позиционировался как 16+ и в итоге он не так натуралистичен как японский оригинал, но малое кол-во крови Родигес (снявший такие фильмы как "Мачете" и "От заката до рассвета") компенсировал акцентированным разбором киборгов на запчасти с оторваными головами, руками, ногами и т.д. Крови при этом как бы нет, но в кинозале в некоторых сценах почему то охали и ахали, видимо не ожидав такого от фильма с рейтингом 16+. В общем, фильм не сахарная вата, про неуязвимую Мэри Сью, как могло бы показаться на первый взгляд).



Несмотря на дорогущую комптьютерную графику, в некоторых местах она слишком компьютерная (частая проблема многих блокбастеров - можно вспомнить из недавнего "Хроники хищных городов" или наш "Т-34"). Особенно это касается задников, а вот разнообразные киборги выполнены очень затейливо. Сюда же можно отнести невесомость героев в экшн-сценах, когда физика совсем выходит погулять и даже у огромных машин совсем не ощущается тяжеловесность. Но возможно, это тоже отсылка к аниме.



В итоге, получилось достаточно неплохое развлекательное кино не лишенное различных недостатков и обрывающееся по сути на середине. Могло быть конечно и лучше, но в целом, особого негатива или разочарования фильм после себя не оставил (в отличие от "Хроник хищных городов"), а по нынешним временам и это уже достижение. Продолжение этой истории я бы посмотрел.