Плохие ребята

congregatio
, 16 сентября 2017 в 15:14
Итак, еще одна история в мою копилку роялей. Спасибо дорогой френдессе khe12 за перевод. Оригинал тут.

***
В предыдущей записи я упомянул(а), что начал(а) смотреть «Вавилон 5». Этот сериал не назовешь идеальным, но у него есть большое преимущество: он последователен и правдоподобен.

В отличие от «Доктора Кто». Доктора Кто весело смотреть, но стоит только поразмыслить над ним более двух секунд, и сразу же становится ясно, что в нем уйма сюжетных дыр и противоречий. То, что в одной серии вызывает временные парадоксы, грозящие уничтожить вселенную, в следующей серии проходит без сучка без задоринки. А еще ТАРДИС, звуковая отвертка и организм самого Доктора, в зависимости от ситуации развивающий умения, о которых раньше никто даже словом не обмолвился. Инопланетяне до безобразия неправдоподобны, у них часто нет ни мотивов, ни убедительной науки, персонажи готовы совершить любую давно известную глупость, лишь бы сделать сюжет чуть более интересным, и у всего есть или кнопка самоуничтожения, или плохо скрытое слабое место, конечно же, ничем не защищенное.

Не то чтобы я жалуюсь. Если бы сериал был достоверным, Доктора убили бы в первый же раз, когда он просто вышел к огромной инопланетной армии вторжения, не имея ни оружия, ни плана действий. И тогда сериал пришлось бы закрыть, а я не смог(ла) бы полюбоваться очаровательной актрисой, игравшей Эми Понд.

Так что «Доктора Кто» не назовешь полным провалом. Но есть другие сериалы, в которых с развлекательной частью все плохо; они больше похожи на сборник сюжетных штампов, на которые без слез не взглянешь.
Думаю, худшим примером тут будет канал History Channel и все их программы о так называемой «Второй мировой войне».

Начнем с плохих парней. Батальоны штурмовиков в черном – есть. Тайная полиция – есть. Стремление жестоко убивать всех, кто на них не похож, – есть. Вождь с крохотными злодейскими усиками и склонностью впадать в истерический гнев, чуть только что-то пошло не так, - есть. И все это в стране, которая в предыдущих сезонах была самой обычной, вызывающей доверие и даже, я бы сказал(а), трогательной.
Я бы не стал говорить об отсутствии оригинальности, если бы сами авторы не обошлись с ней так сурово. Нам предлагают поверить, что немцы посреди войны нападают на своих союзников русских, просто чтобы показать всем, какие они коварные и не заслуживающие доверия? И что они тратят все свои средства на постройку новых больших и страшных лагерей смерти, хотя вокруг идет война? Настоящие люди не бывают такими злыми. И это не говоря уже о том, что, как только того требует сюжет, они тут же забывают обо всей своей расисткой ерунде и становятся лучшими друзьями с японцами, которых точно арийцами не назовешь.
Но и хорошие парни немногим лучше. Их предводителя, Черчилля, раньше показывали всего в одной серии, где он по дурости своей потерпел сокрушительное поражение – и от кого? от турок! – в битве при Галлиполи. Теперь он внезапно стал не только премьер-министром, не только превосходным военачальником, не только величайшим оратором двадцатого века, который сумел убедить англичан не сдаваться и терпеть лишения, но он еще и прирожденный юморист, в нужный момент выдающий остроумные замечания. Я понимаю, что он задумывался как герой, но для того, чтобы персонаж выглядел реалистично, в нем должно быть хоть что-то человеческое.

Так что у нас тут стандартные «хорошие славные ребята, не способные ни на что дурное» и «злобные легионы тьмы со склонностью к пыткам и геноциду”, и никакого внимания к политическим нюансам и тонкостям. С военной стратегией тоже получилось не лучше. Приведу всего один пример: во время Арденнской операции немецкие войска окружили намного уступающую им по численности группировку союзников и потребовали сдаться. Генерал союзников ответил им одним словом: «Выкусите!» Немцы пошли в атаку и – о чудо! – небольшие силы союзников сдерживали их до тех пор, пока прибывшее подкрепление не переломило ход сражения. Тот, кто сочинял сценарий для этой серии, вряд ли когда-нибудь подходил к настоящим военным действиям ближе, чем на тысячу миль.

Наверное, худшей частью сериала можно назвать конец. Британско-германская арка наскучила, так что ее быстро закончили, злодей покончил жизнь самоубийством (в Вальпургиевую ночь – не самое изящное решение), и все внимание переключилось на войну между американцами и японцами в Тихом океане. Ровно тот же набор – японцы убивают, пытают, проводят медицинские эксперименты над пленными и даже, черт возьми, играют в футбол головами убитых детей, а американцев возглавляет добродушный старичок в инвалидном кресле.

Опять же, целый сезон нас убеждали, что внутренние японские острова – это настоящая крепость, что японцы никогда не сдадутся, что захватить эти острова не получится, потому что они неприступны… а потом авторы поняли, что у них и правда не получается сделать так, чтобы американцы захватили японские острова, так что с окончанием сезона вышла неувязочка.

И тогда они придумали совершенно невероятное супероружие, о котором до сих пор ни разу не упоминалось. Якобы американцы собрали ученых, которые и изобрели это оружие, а мы ничего о нем не слышали потому, что оно было «секретным». За два года ученые умудрились создать оружие, по мощи в тысячу раз превосходящее все, что существовало ранее (и, конечно же, знания о нем были получены из древних мистических текстов). Затем они использовали это оружие, взорвали несколько японских городов, и японцы сдались. Удобно получилось, да?

… а потом до самого конца сериала, в пяти или шести крупных войнах, это оружие больше ни разу не использовалось. Вы это серьезно? Вся эта возня вокруг войны во Вьетнаме, которая длилась несколько десятилетий и в которой погибли тысячи людей, и никто даже не подумал, а не применить ли, черт побери, то самое таинственное супероружие, с которым они выиграли предыдущую войну. На этом этапе в голову невольно закрадывается мысль: а смотрели ли сценаристы серии, сценарий для которых писали другие авторы?

Я даже не стану разбирать ветку с разгадкой секретного шифра (остроумно названного «Энигма», потом что авторы не могут потратить больше двух секунд на название для энигматического кода) и ничего не скажу об огромном супермощном компьютере «Колосс» (до изобретения транзисторов оставались годы) или советском правителе, чье имя на русском означает «стальной человек» («стальной человек» и француз по имени «де Голль» - да того, кто придумывал имена, надо расстрелять).

Так-то. Не смотрите History Channel. В отличие от прочих сетей, они даже не пытаются сделать свои программы достоверными.