Зачем нужны семинарии?

diak_kuraev
, 13 ноября 2017 в 11:51
Недостатки семинарской системы очевидны. Гимн питомцев этих инкубаторов - "Я люблю тебя жизнь, но не знаю, что это такое". Второй их недостаток - необходимость принимать священный сан "по выслуге лет". То есть окончил "духовную школу" - и срочно женись и посвящайся. Есть и иные , но я сейчас не о них.

В 90-е годы была надежда на то, что более зрелые люди, с высшим образованием за плечами, будут массово пополнять ряды духовенства.

Но две идентичности сразу наша система не терпит. Ей легче брать котят и сразу их "холостить", за годы бурсы впечатывая в них не столько знания, сколько добродетели, от них же первые есть послушание, молчание и стук.

Иначе некстати приобретенный вне церкви навык мысли войдет в конфликт с требованием послушизма и тотального одобрямса.

Из одного фейсбука:

"Я очень рад, что не стал в свое время священником...
Я вижу в ближнем кругу немалое количество честных и верных Христу священнослужителей, которые в нынешней РПЦ МП буквально разрываются между двумя великими ценностями: возможностью служить литургию и желанием жить по совести. Каждый находит свой путь, но любое решение очень травматично, и "смиряться со всем и делать добро, елико можеши", и "послать всех и зажить обычной жизнью". И всё, что посредине - тоже.
Искренне и глубоко сочувствую вам, отцы. У меня от меньших диссонансов крышу сносит. Я бы не выдержал".

"Да, отцам сейчас нелегко - особенно тем, кто понимает, что бывают такие компромиссы с совестью, которые и литургию могут превратить в ложь... Нам такие этические выборы и не снились.
И дело не только в феодализме - если понимание Церкви не стыкуется с Евангелием, то "соль теряет силу" (как и предупреждали). И в результате сейчас все стали осознавать, что ответа на вопрос "А что же такое Церковь" у нас по сути нет."

Семинарии в каждой епархии открывались для того, чтобы а) клонировать духовенство по образу и подобию местного архиерея б) не допускать свободы выбора епархии для тех, кому выпало родиться именно в этой епархии. Плюс к этому самомнение архиерея, отчеты в патриархию.

А ныне еще и деньги. Под семинарию можно собирать больше епархиального налога, и семинарией можно эти налоги оправдывать. То есть на вопрос "владыка, на что Вам эти миллионы", можно скромно ответить: "на обучение юношества". И, кроме того, видом семинаристов можно открывать кошельки спонсоров и госбюджетов.

Не рискну перевести с церковно-славянского языка на русский термины, исторгнутые из уст батюшки, служащего в одной "казачьей" епархии. Он - настоятель. Как и все настоятели епархии, он получил указивку срочно внести деньги на содержание местной семинарии. Ректор епархии и митрополит - одно и то же лицо. "Фишка" в том, что этот священник - проректор этой семинарии, то есть человек, реально занимающийся ее жизнью и жизнеобеспечением. И он прекрасно знает, что уже несколько лет как епархия добилась от региональных властей полного гособеспечения...