Армяно-греческий конфликт и Благодатный Огонь

diak_kuraev
, 12 марта 2018 в 19:17
В МК:
Андрей Кураев:
Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.

Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что

Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.

Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.

Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. В зарубежном "Законе Божьем" о.Серафима Слободского (1966) повествование об огне начинается так: "очень мало кому известно, а лучше сказать, почти никому неизвестно, о чудесном явлении Благодатного огня".
И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.

В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» - «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».


Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Святого Феодора Студита у Никитских ворот: «я и прежде слышал эту версию от людей, которые служили в Иерусалиме. Можно, конечно, всему этому верить или не верить. Однако, мне кажется, для христианских общин, которые имеют к этому отношение, в первую очередь, для Иерусалимского Патриархата, очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки.

Я предвижу, что от ответа и на этот раз будут всячески уходить, отделываясь общими формулировками. Но люди, конечно, хотят определенности. Я убежден, что в прежние века огонь, действительно, сходил с неба. Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.

Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.

Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным, поэтому лучше для Церкви сказать правду. Молчание или туманные слова в таких случаях всегда вызывают лишь большие подозрения. Христос сказал в Евангелии: « Да будет слово ваше: да, да; нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого».

***
ЭХо Москвы:


«В русской апологетической литературе дореволюционных лет не упоминается об этом чуде. Можно, конечно, где-то специально искать, есть какая-то литература паломников, где можно встретить рассказы об этом. Но встречаются книги паломников, где они вообще об этом ни слова не говорят. Мифом это стало в 90-е годы, таким стержнем, скрепой, главным аргументом в защиту верности от православия», — сказал Кураев.

Диакон добавил, что именно тогда, когда открылся туристический бизнес в Израиле, появился миф о благодатном огне. «Вдруг оказалось, что ждет там такое диво дивное, именно тогда началось массовое уверование в это», — сказал он.
https://echo.msk.ru/news/2163776-echo.html


Национальная служба новостей:
Протодиакон Андрей Кураев в эфире НСН раскрыл детали инцидента, ..
Православный мир должен очень серьезно задуматься: нельзя главной опорой своей веры выставлять чудо, которое очень легко может быть опровергнуто. В эпоху современных технологий они дождутся, что кто-нибудь там камеру установит и будет в прямом эфире транслировать на весь мир, что там на самом деле происходит. И если вдруг окажется, что это не чудесное загорание от руки ангела, а речь идет о лампадке – хорошо известно, где эта лампадка может быть спрятана: там есть ниша, прикрытая иконой Божьей матери, над Гробом Господним. Есть фотографии этой ниши, с иконой и без иконы. Это может быть очень серьезный удар по авторитету православия как такового. Я напомню, что таким мифом это стало буквально в последние десятилетия. Дореволюционные апологеты православия никогда об этом не говорили, никак к этому не апеллировали. Это феномен 1990-х годов, когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль», - заключил священник.

Ранее в эфире НСН профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин напомнил, что до строительства Храма Гроба Господня в IV веке церковь обходилась без Благодатного огня.

***
Обратите внимание на ре-публикацию вот на этом ресурсе:
https://rusarminfo.ru/2018/03/12/armyane-nikogda-ne-skryvali-tajnu-poyavleniya-blagodatnogo-ognya-kuraev/

***
Но самый дивный комментарий дал пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков:

"Подобные заявления, тем более от представителя неправославной Церкви, звучат достаточно странно и вызывают сомнения в добропорядочности людей, которые их делают". Священнику кажется странным это заявление, поскольку ко всем явлениям духовной жизни теоретически можно относиться с критикой и недоверием.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=69420

Во-первых, как раз армянский священник и подошел "с критикой и недоверием".
Во-вторых - какова ж культуры дискуссии сына профессора риторики! Раз некто не согласен с его начальством - значит, точно - сволочь!

***

Из учебника Слободского -"письмо паломницы" 1958 года:

"В прошлом году я и еще одна русская паломница, приехавшая из Америки, мы досконально видели (у нас было очень хорошее удачное место) как тоненьким зигзагом, как молния, блеснул свет сверху вниз, и моментально появился огонь на гробе Господнем, где разложена вата, которая и загорается от этого огня".

Ага, очень "удачное место" было у них. Вместо патриарха. Видеть, что происходит на гробе, не может никто, кроме тех двух, что вошли в Кувуклию. Но тут уместно вспомнить выражение "врет как очевидец".
Про мелочные фантазии типа "обыска патриарха турками" и говорить нечего. В учебнике, по которому и сегодня требуют готовиться к поступлению в семинарию, говорится: "Наверное Вы слыхали об этом чуде, это было в восьмисотых годах, когда ... треснула колонна". Что ж, отметим, это "историческое событие" в наших "источниках" теперь гуляет от 16 века аж до 19.

Второй рассказ из этого учебника:
"я тут стоял с правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах от Патриарха... И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба, – рассыпаются, как бисеринки голубо-яркие, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя «Благодатного Огня» ... Немногие у Кувуклии (Часовни) при выносе Патриарха, смогли зажечь свои свечи. Я тоже не успел".
Тут опять за личные созерцания выдается пересказ услышанного от гида: человек, который во время события стоял вне кувуклия, рассказывает о том, что якобы происходит внутри (подчеркну: окошек, через которые можно видеть пещеру Гроба, не существует).

Бедным детям приходится на одной той же странице учебника читать:
"И еще некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберут все с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного Огня. Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным Огнем, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли".

И: "греческий о. Кириакос, хранитель Гроба Господня: "... а что касается Благодатного Огня, то ни я и никто другой не имеет права быть в это время с Патриархом внутри пещеры Гроба Господня, кроме епископа армянского".