Экономика

«Налоговая требует» или главный обман ленивых бухгалтеров

fritzmorgen
, 30 января 2019 в 11:13


Чтобы завершить историю с «Хеликсом», технично отжавшим у меня 2,5 тысячи рублей. В том посте многие комментаторы спрашивали — как же можно возвращать клиенту деньги онлайн: без того, чтобы он лично приехал в офис, показал паспорт, написал заявление на возврат? Налоговая ведь требует именно такого порядка, разве не так?

На самом деле, конечно же, не так. Наша Налоговая отнюдь не является совершенством, у неё масса недостатков. Тут можно упомянуть и мелкие, типа привычки решать вопросы очно, в стиле XIX века, и более серьёзные, типа нелепого в условиях цифровой экономики требования к айти-стартапам выкидывать кучу денег на дорогостоящий физический адрес. Тем не менее за последние 20 лет наша Налоговая сильно изменилась к лучшему. Если выдернуть наугад какого-нибудь бизнесмена, чтобы попросить выписать на бумажке 10 главных его бизнес-проблем, слов «Налоговая инспекция» на листке скорее всего не будет вовсе.

Несмотря на это бухгалтеры очень любят ссылаться на Налоговую как на эдакого свирепого зверя, который постоянно чего-то от них требует. Не скажешь же клиенту, что ему надо заполнить 10 дурацких бумажек, так как ты не знаешь, что конкретно тебе нужно, а думать и читать законы тебе лень? Куда как проще сказать «Налоговая требует» и объяснить этим абсолютно любую бюрократическую несуразность.

Открою страшный секрет. Если вы приходите в банк или в какой-нибудь офис, и сидящий перед вами клерк начинает долго возиться, что-то там делая на компьютере и распечатывая бесконечные бумаги вам на подпись, Налоговая тут абсолютно не при делах. Если бы руководитель этого банка или офиса проявил организационные таланты, все нужные документы оформлялись бы за одну минуту. В нашем законодательстве вообще нет требования «мурыжить клиента по часу в очереди и заставлять его подписывать кучу бумаг». Практически вся бюрократия, с которой вы сталкиваетесь в частных фирмах — это осознанный выбор именно этих частных фирм.

Чтобы не быть бездоказательным, проиллюстрирую на кейсе с «Хеликсом», как бы они могли решить мою проблему, если бы были настроены не рассказывать мне сказки про Налоговую, а реально исправлять ситуацию. Суть истории: в лаборатории «Хеликс» испортили пробирку с моей кровью. В принципе, ничего страшного, все ошибаются, однако мне после этого предложили потратить 40 минут на личный визит к ним и на написание заявления на возврат денег. Я заметил, что если бы любил тратить время, то ходил бы не в «Хеликс», а в обычную бесплатную поликлинику. Мне на это ответили, что без личного визита обойтись всё же никак нельзя, ибо «Налоговая требует» именно такой способ.

Итак, как можно было бы решить проблему клиента.

1. Любым способом перечислить клиенту 2,5 тысячи своих личных денег, а потом получить их обратно в день зарплаты в виде премии «за повышение лояльности клиентов». Многие мои знакомые бизнесмены делают именно так в случаях, когда возвраты единичны и возникают не каждый месяц.

Да, в этом случае фирма выплатит лишнюю тысячу рублей зарплатных налогов, однако это всяко дешевле, нежели потеря постоянного клиента.

2. Если физлицо будет постоянно перечислять деньги кому-то на карточки, его могут в итоге вызвать в банк, чтобы попросить пояснить смысл финансовых операций. Вероятность этого невелика, однако для любителей перестраховок всегда остаются старые добрые наличные. Заказываем курьера и отправляем конверт с деньгами прямо в руки клиенту. Это ещё плюс 300-500 рублей, однако и это всё равно гораздо дешевле, чем терять клиента на ровном месте.

3. Вариант для людей, которые могут в программирование. Закидываем деньги клиенту на его счёт в системе, чтобы он мог потратить их по своему усмотрению на другие услуги фирмы. Собственно, у «Хеликса» даже есть какие-то бонусные баллы, хоть я и не пользовался ими ни разу, ибо эти баллы работают через задницу, только в половине лабораторий или что-то типа того.

4. Вариант для людей, которые в программирование не могут. Посылаем клиенту по электронной почте купон. На купоне написано: «Купон на скидку 2500 рублей, номер такой-то, по всем вопросам звонить в центральный офис, добавочный такой-то».

Дальше клиент приносит купон в лабораторию, там звонят в центральный офис, убеждаются, что всё в порядке и делают скидку. Параноики могут сделать купон именным, чтобы он работал только по удостоверению личности.

5. Вариант с заявлением, чтобы ничего не менять ради одного инцидента. Распечатываем заявление на возврат денег от имени клиента, получаем деньги в кассе, передаём их клиенту курьером. При получении денег клиент расписывается в заявлении на возврат, курьер привозит нам заявление обратно.

6. Если возвратов идёт много. Нанимаем специальную фирму, которая будет заниматься возвратами. Фирма будет разбираться с клиентами сама, а мы будем раз в месяц компенсировать ей затраченные деньги. Конкретно тут, впрочем, как раз возможны проблемы с Налоговой или с банком — этот вариант надо тщательно прорабатывать с бухгалтером.

7. Мой любимый способ. Пишем в лабораторию, в которой произошёл инцидент, письмо: так и так, к вам в течение 2019 года придёт господин Пупкин, дайте ему скидку в 2500 рублей или выдайте ему 2500 рублей наличными. Если уровень деловой культуры внутри «Хеликса» достаточно высок, этого будет вполне достаточно, причём на создание письма у ответственного уйдёт не более нескольких минут.

Итак, как видите, вариантов море. Я перечислил 7 самых очевидных, однако хороший бухгалтер сходу придумает ещё с десяток, вероятно, даже более удобных.

Повторю ещё раз: если вам говорят «мы так не можем, Налоговая требует», вас с огромной долей вероятности обманывают. Почти всегда «мы так не можем» означает «мы можем, но мы не хотим напрягаться из-за такой маловажной персоны, как вы».