Бедность и фрилансеры

fritzmorgen
, 4 февраля 2019 в 11:00


Очередная история с пропавшим фрилансером. Клиенту надо было нарисовать макет баннера для наружной рекламы, я взялся за это в рамках более крупного проекта. Нашёл фрилансера, договорился о цене, перечислил аванс. Творчества там ноль, работы на полдня, так что если бы я был моложе, я бы рассчитывал, что к вечеру уже получу готовый заказ.

Разумеется, вечером никакого заказа я не получил, а на следующий день фрилансер сообщил, что плохо рассчитал время, зашивается с другими заказами, и что конкретно мой заказ он выполнить не сможет. Настаивать я, разумеется, не стал: получил обратно аванс и пошёл искать следующего исполнителя.

Ровно никакого удивления эта история у меня не вызвала. По баннеру ничего не горит, за отведённый срок сделать я его точно успею. Никакой обиды на фрилансера у меня тоже нет — я отлично знаю, что эти раздолбаи живут очень бедно, и что их необязательность бьёт прежде всего по ним самим. Вместе с тем я полагаю ситуацию с фрилансерами важнейшим экономическим индикатором, по которому, пожалуй, можно было бы защитить докторскую диссертацию. Господа из ВШЭ, я вполне серьёзно: это свежая и потенциально очень перспективная тема.

Суть такова. Где-нибудь в Африке большой проблемой будет даже выкопать яму лопатой. Вы без труда найдёте негров, которые согласятся копать за небольшие деньги, однако копать они будут ровно до тех пор, пока вы не отвернётесь. Как только вы отвернётесь, они отложат лопаты в сторону и начнут отдыхать.

Махать перед их носом деньгами, платить вперёд или потом, произносить пламенные речи и обещать надбавку за срочность абсолютно бессмысленно — характер аборигентов таков, что большая их часть не способна трудиться, иначе как под сверлящим взглядом прораба в каске. Вы можете набрать в грудь воздуха и объяснить им, как работа может вытащить их из нищеты, и они даже поймут вас, и даже вдохновятся открывающими перспективами. Но всё равно — стоит вам отойти на 10 метров в сторону, как ваши работники отложат в стороны лопаты и перестанут копать.

На Западе ситуация иная. В общем случае вы можете из другого города перечислить землекопам нужную сумму, а потом приехать на следующий день и обнаружить, что яма успешно выкопана с удовлетворительным качеством. На практике с этим сталкиваются, например, руководители айти-проектов: опыт показывает, что если фрилансер из Евросоюза или США сделает всё в срок с вероятностью в 80%, то у фрилансеров из стран третьего мира этот показатель навряд ли дойдёт даже до 30-40%.

Разницу в уровне жизни между частями света, Африкой и Европой, например, можно как минимум отчасти объяснить именно разницей в деловой культуре. Добросовестная работа приводит к зажиточности, халтурная работа сталкивает в бедность. Это правило работает даже на протяжении жизни одного человека.

Разумеется, фрилансеры отвечают за столь незначительную долю ВВП, что при обычных расчётах ими можно было бы пренебречь. Тем не менее фрилансеры — это часть общества, и мы можем уверенно заключить, что их деловая культура не слишком отличается от той, которую демонстрируют обычные наёмные работники. Фрилансеры удобны тем, что на их примере деловую культуру можно наблюдать в чистом виде. Какой-нибудь рабочий на заводе может оправдываться тем, что «заготовки не подвезли» или «резец не тот». У фрилансера оправданий нет, в 99% случаев срыв заказа — это его личное, осознанное решение.

На всякий случай отмечу, что я работаю с фрилансерами уже лет двадцать, если не больше. Поверьте моему опыту: ситуации, когда фрилансер застревает в лифте, а его эскиз съедает бродячая собака, исчезающе редки. У ответственных фрилансеров (в России бывают и такие) форс-мажоры возникают далеко не каждый год, в то время как заказы они успешно сдают каждую неделю. Отмазка «обстоятельства помешали» почти всегда означает «я занимался всякой ерундой и приступил к вашему заказу, когда сроки были уже сорваны».

Если бы удалось собрать какую-нибудь статистику, — например, статистику бирж по надёжности фрилансеров из разных стран, — мы получили бы очень важный экономический показатель. Что ещё важнее, общество могло бы начать думать над тем, как этот показатель улучшить.

Мировая история показывает, что метод «отнять у Абрамовича и поделить» не работает, равно как не работает и метод «разбрасывать напечатанные деньги с вертолёта». Метод «работать на совесть и тратить с умом», напротив, из века в век показывает завидную эффективность.