Внуки цветов

ibigdan
, 30 сентября 2016 в 17:45
Обедали сегодня в одном далеко не самом дешевом ресторане. Официант 25-28, с почти неуловимой апатией в потухших глазках. Плед дочке нес где-то 15 минут, после дубля просьбы. Не донёс набор приборов. Вынес основное блюдо без напитков. Принёс суп сразу после того как остыло основное. Вернулся за ложкой. Вернулся за хлебом. Вернулся за напитками. Вернулся с приборами, поскольку их унёс, когда выносил суп.
В глазах - печаль. Вместо "извините" - механическое "сейчас принесу". В движениях - истома, презрение к такой судьбе.

И это именно так. Для большинства представителей поколения Y сама РАБОТА как понятие приравнялась к каторге, какой её знала поколение их бабушек, также известное как потерянное. Поколение Игрек попало аккурат в ментальную щель между вагоном метро и платформой. Им по ошибке прошили код, что для того, чтобы жить хорошо, совершенно не нужны ни знания, ни опыт. И потому идут Игреки по жизни со знаменем пассива. С ютубом и блогосферой. С красивыми шрифтами на протухшей говядине. А те их лузеры, которых злая карма отправляет что-то делать руками, в прямом смысле слова мотают срок и нервы тех, кто с их работой сопрягается.

Поэтому именно сейчас, когда Иксы с их опытом и знаниями ищут руки и головы себе в помощь, они натыкаются на полный из эпсент среди основной трудоспособной прослойки населения. Нет, игреки готовы работать, по крайней мере попробовать - но сразу за очень большие деньги. Почему сразу за очень большие? Ну как, потому что подруги уже работают за очень большие, а чем мы хуже.

Подите попробуйте найти себе помощника в своём деле. Не говоря уже о преемнике. Ага, удачи. Мастер Амати наверное повесился бы. Они хотят быть мастерами сразу. И тоже что-то передавать кому-то. Что - не важно, важно передавать. Важно отрастить бороду попышнее и успеть купить первым самый новый макбук. А какой смысл тратить время на знания, если можно потратить его на то, что можно монетизировать? Время же бесценно.

Трижды ко мне в процессе разных проектов приходили типичные представители. И ровно через 2-3 месяца уходили начинать мое дело самостоятельно. Не хватит опыта? Чушь! Наберемся по ходу. Не получается? Побежали срочно херачить новый стартап в паузах между луками. Для них это какой-то ментальный биатлон.



Спикеры, которые умиляются поколением Игрек, умиляют не меньше. Но их можно понять - этим те дали тему для монетизации. Что касается остальных - то их умиление загадка. Да, это поколение потерянным не назовёшь. Потерянными можно назвать тех, кто пытается с ним работать.

Ох как ждём тебя, поколение Z. Ждём гораздо больше, чем выноса приборов в ресторанах. Успей пожалуйста до того, как мы уедем.

P.S. Как всегда, считаю важным это уточнение: речь конечно же не обо всех повально. Мне лично известно много представителей поколения Y, которые дадут фору кому угодно по трудоспособности. Я пишу исключительно о трендах.

Часть 2: полировка темы

После публикации первой, и как изначально предполагалось, единственной части рассуждений о роли поколения Y в объективной реальности, помимо большого числа согласий с моим мнением, на меня обрушился и поток возражений. И потому будет правильным разобрать ряд ключевых контраргументов в отдельности, дабы не оставлять недосказанности. Еще раз скажу, на этот раз с самого начала, что это конечно же не обобщение всех поголовно, но тем не менее четко выраженная тенденция. Итак.

«Дело не в поколениях, а в конкретных людях». Александра, 36 лет

Безусловно, в конкретных людях. Но дело и в том, что таких конкретных людей - море. Создается однозначное впечатление, что их в определенной возрастной группе городских жителей - большинство. Они смотрят друг на друга, корректируют свое поведение, глядя друг на друга и потому склонны поступать приблизительно одинаково. Например, при возникновении сложностей - «бросать руль». Или при возникшем дискомфорте не бороться, а интуитивно искать привычного комфорта. Интерес к работе на кого-то имеет обыкновение утрачиваться сходу на первом же тупике. Причем, не только к текущей, а вообще. Такие вещи происходят на подсознании, и на мой взгляд это и есть характеристика поколения как такового. Пелевин как-то писал, что поколение - это группа людей, отливающих примерно в одно и то же время. Очень похоже на правду.

«Столько надрыва пукана из-за одного случая в ресторане». Стас, 25 лет

Ах, если бы из-за одного случая и одного ресторана. Этих случаев в ресторанах, магазинах, отелях и прочих форсквер-локациях просто немерено. Вот, к примеру, на днях мне нужно было купить срочно подарок дочке на день рождения, отчего занесло меня по ссылке в один крупный супермаркет электроники на букву Си. Так пришлось это делать в течение двух с половиной часов (!). Двух блин с половиной часов чистого времени. Понимаете? Я уж и отменил в процессе все встречи и планы, а проблемы на этапе тестинга и покупки возникали снова и снова там, где их ну никак быть не должно. На 80% вопросов стажер Максим отвечал так искренне «честно? не знаю!», будто я прибыл на другой конец города не за покупкой, а брать у него интервью. И выбора нет - там все такие, и меняются с интенсивностью спортбайкеров из известного анекдота, выбирать работодателю особо и не из кого. А на следующий день ровно с полдесятого утра человек доставлял мне домой чехол для этого дивайса. Пять раз переносил свое пришествие, и в итоге сумел отдать уже в центре в полшестого вечера. Эти люди не то что не умеют ценить свое и чужое время: они попросту не знают, как это сделать. Вот вам сходу два примера уже не из ресторана, и их столько, что проще найти исключение. Когда это удается, лично я прыгаю от радости до потолка. Но что-то они все реже и реже. В основном - сплошной праздник отмороза, некомпетентности и инфанта. Даже само слово «пукан» как одно из ключевых лингвистических открытий поколения Игрек - ну сцуко детский сад, как ни крути.

«Если зп 3 коп, то и отношение на троечку». Ирина, 31 год

Да, это одна из основ замкнутого круга поколения Y. Отсутствие клапана, отвечающего за правила здорового старта - садясь за руль впервые, они хотят сразу превратиться в точку на горизонте. Догнать и перегнать «своих». Именно поэтому на пути этого «авто» всегда без исключения возникает масса дтп. Они не верят в опыт, в этапы карьеры – им нужно все и райт нау. Родители вложили им в голову маломальский инглиш, и они на полном серьезе считают это ключевым конкурентным преимуществом.

Помню, у меня работала несколько месяцев журналисткой одна девочка, свежайшая выпускница Могилянки, и потом резко заявила, что она хочет или в три раза больше денег, или уходит становиться главным редактором сама, конец цитаты. Когда я поинтересовался, добавится ли у нее практических знаний и увеличится ли продуктивность при повышении ставки, она затруднилась ответить. На вопрос, каким образом она определила, что уже готова стать главредом, она ответила, что у нее просто слишком мало времени, чтобы тратить его на что-то менее значимое. Я на автомате припомнил, что перед тем как впервые занять руководящую должность, 4 года работал как обычный редактор в разных изданиях, а до того еще пять как просто журналист, но постеснялся ей об этом рассказать. Наверное, я просто продешевил в свое время. Потому что да, все то время набирался опыта и контактов за смешную ставку и гонорары в 3 коп, каклошара. В конце концов, некоторые растения умеют же пускать корни и в воде.

«Они создают свой рынок - странный, но свой и зарабатывают на этом. Делают фестивали, сми, блоги, вещи своим руками, дурацкие видео, коучинг как стать богиней...названия не важны, важно что они занимаются тем, что им нравится». Юлия, 34 года

Тут вообще не могу возразить, это именно так. И этот рынок похож на спонтанную песочницу, которую дети натягали ведерками с берега у соседнего водоема. Песочницу на лужайке, которую соорудили их родители. У дома, который построил их дедушка. Приблизительно такой вот рынок. На котором ходят стикезы за баксы. Изолированный как от других поколений, так и от какого-либо участия в развитии внешнего мира. Без особого контакта с «чужими», только в случае крайней необходимости.

Я попросил одного своего оппонента привести хотя бы один пример достижений и изобретений поколения, которому между прочим уже перевалило за 30, и он, что тоже характерно, предпочел перевести стрелки, ответить вопросом на вопрос и уйти в оффтоп. Изобретения на этом рынке, как правило, касаются опять же не чего-то с нуля, как, например, лампочка, радио, автомобиль, мобильный телефон или интернет, а являют собой пристройку к уже существующим платформам. Например, приложения к айфонам, фестивали тату, поставка в хукааны фольги для кальянов, упаковка еды для веганов и т.д. Именно это и принято именовать стартапами. Принцип: не работа, а пристройство. Есть разные версии точки отсчета поколения Y. Мое мнение, что оно началось 15 мая 1984 года, на следующий день после даты рождения Цукерберга. Чтобы уже наверняка.

В комментариях к первой части этой темы меня также обвинили в якобы недостаточном понимании самого «объекта», невникании в его суть и природу. Понаприводили «правильных» ссылок на инструкции обращения с поколением Y. Пытались убедить в том, что я просто не умею его готовить и свести суть моего анализа поколения к банальному кряхтению а ля «а в наше время такого не было». Не согласен. Моя разница в возрасте слава богу, не такая большая, чтобы смотреть на это явление как потустороннее или инопланетное, да и вообще чтобы разделять такую мощь как Время на наше и "ненаше". Я смотрю на типовых представителей поколения Игрек скорее как на младшего братца - родного, но капец ленивого. А сам факт того, что поколение надо готовить и помогать ему двигаться, лично мне говорит о том, что с ним что-то не так.

Мне и моим плюс-минус ровесникам, поверьте, тоже ох как свойственны лень и гедонизм, от этого никуда не деться. Но если для Х эти фазы склонны чередоваться, то в случае поколения Y это уже не просто гедонизм, а его гипертрофированная форма. Это уже такой себе внутренний дауншифтинг. Даже более того, это желание провести жизнь максимально праздно, нихера не делая. Но всегда памятуя, что у мамы есть на обед борщ и вареники.

Примерно так же в конце шестидесятых пытались жить Дети Цветов. Хипстеры - это и есть новые хиппи, но хиппи без веры. С любовью не к музыке, а к деньгам. Их наркотики - материальное благо. Их свобода не в сексе, а внутри себя самих. Они не ищут отношений, они роются в себе. Это такие себе интровертные эгоистичные опрятные хиппи. Видимо, маятник истории совершил какой-то очередной виток глубиной в сорок лет, и вернулся на те же амплитуды, но в новом обличье. Так и возникли внуки цветов.

Кстати, есть еще одна четкая параллель в связке этих двух поколений - ключевая роль волосяной растительности для формирования образа «своих». Если вдруг не дай бог у хипстера не растет борода, то это реальная беда. Такая же глубокая, как для хиппи без хаера.



Я пишу все это не для того, чтобы показать безысходность. Как раз, наоборот. Хочу, чтобы поколение посмотрело на себя со стороны, услышало критику, сделало выводы и шаги в сторону соучастия с внешним реальным миром. Иначе у него не будет никаких шансов, когда уже через каких-то 10-12 лет в активную фазу взойдет поколение Z. Уже сейчас ясно, что они - совершенно иные, и будут в состоянии перевернуть мир. В котором вряд ли найдется достойное место человекообразным растениям.

© Roman Sulima