Экономика

Год санкций против российских соцсетей и Яндекса: промежуточные итоги

ibigdan
, 3 мая 2018 в 13:19
Вот так и прошёл наш год без контактика, яндекса и ко. Подведём итоги вместе с InformNapalm

Ровно год назад несколько волонтёров сообщества InformNapalm (мнения о свободе в Интернете разделились, поэтому решение не являлось консолидированным — прим.редакции) совместно с другими активистами и блогерами выступили за санкции против «Вконтакте», «Одноклассников» и «Яндекса» — онлайн-сервисов, которые несут угрозу информационной безопасности Украины в условиях войны с Россией.

Эта борьба увенчалась успехом: CНБО и Президент отреагировали введением санкций. Как только это произошло, начался новый виток информационных операций РФ против Украины. В перечне тезисов противников введения санкций самыми распространёнными были:


  1. Запреты в Интернете аморальны, запрет российских соцсетей и Яндекса не обоснован.

  2. Санкции не сработают: ничего не изменится.

  3. Санкции приведут к большим потерям для украинской экономики.

  4. Подсанкционным программным продуктам замены не будет, ими все равно будут пользоваться.

Теперь, когда прошёл год, можно подвести итоги: на все 4 вопроса ответило время.

Санкции были введены вовремя

Выносим этот тезис за скобки с номером 0, потому что аморальность санкций в условиях войны с государством, обязавшим производителей ПО передавать ему всю информацию, не обсуждается. Можно обсуждать только актуальность их введения. События, произошедшие за последний год, говорят сами за себя:
Кто-нибудь ещё сомневается, что российские соцсети, сервисы, ботофермы и хакеры будут активно использоваться в грядущих выборах в Украине, а также в случае российского военного вторжения? Кто-нибудь сомневается, что без санкций Украина была бы для этих атак критически уязвима?

Санкции сработали — хотя и не полностью

Согласно исследованиям Factum Group Ukraine, в декабре 2016 года «Вконтакте» был на 2 месте в списке самых посещаемых сайтов Украины с месячным охватом в 66% аудитории. Исследование Kantar TNS Ukraine в марте 2018 года показало, что соцсеть «Вконтакте» покинула ТОП-10 украинских сайтов с тенденцией к снижению, и теперь её охват составляет 30,91%. Аналогичная катастрофа постигла и «Одноклассники», и «Яндекс». Охват «Яндекса» составил 24,74% (против месячного охвата 63% в декабре 2016-го и 4-го места в ТОП-10 украинских сайтов).

Такой уровень падения охвата ВК, ОК и «Яндекса» можно считать качественным. Вся сила российской пропаганды была направлена на то, чтобы упростить части украинского общества доступ к украинским сервисам. К этому в России отнеслись как к государственной задаче: сообщения МИД РФ и чиновников перемежались запусками сервисов, позволявших «обойти санкции».

Залогом эффективности санкций оказалась быстрая реакция провайдеров, которые, несмотря на высказывания о невозможности блокирования российских сервисов, со своей задачей в целом справились. Индикатором их успешной работы стало то, что россиянам пришлось спешно маневрировать, вшивать в свои приложения VPN и придумывать прочие обходные пути. Например, появилось такое чудо техники, как «русофон» (название авторское): перепрошитый смартфон на Android, который позволяет успешно пользоваться только ВК, «Одноклассниками» и некоторыми продуктами «Яндекса».

Большинство украинских провайдеров успешно блокируют российские сервисы и сейчас. Приятным бонусом стало также то, что из-за отсутствия отклика на метрики, установленные на многих российских сайтах, эти сайты перестали загружаться у многих украинских пользователей. Тем самым напор российской пропаганды на украинских пользователей был ещё немного ослаблен.

Тем не менее, время показало: лазейка для возврата санкционных сервисов осталась, потому что вытеснение было не комплексным, а носило характер разовой акции. Со временем некоторые продукты — в том числе особо интересные для сбора информации, такие как «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» — снова стали доступными для украинских пользователей.

Потери экономики — «ниже радаров»

Никакой анализ потерь украинской экономики от санкций по «Вконтакте», «Одноклассникам» и «Яндексу» так и не был проведён. Косвенным показателем такого ущерба можно считать показатели роста/падения ВВП. Российская пропаганда очень преувеличивала размер возможных потерь. Если бы эти доводы были справедливы, то прогнозы роста ВВП Украины в 2017 году должны были не оправдаться. В действительности оказалось, что ВВП вырос даже больше, чем планировалось. В апреле 2017 года Всемирный банк прогнозировал годовой рост на уровне 2%. В реальности ВВП Украины вырос на 2,1%, причём НБУ считает, что прекращение торговли с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей привело к снижению ВВП на 0,9%, а также рост ВВП замедлился из-за проблем с АПК. Таким образом, никакого существенного влияния на экономику Украины санкции против российских сервисов не оказали. Логично допустить, что перераспределение рынка (в том числе рекламного) в пользу украинских компаний могло только позитивно сказаться на состоянии украинской экономики, а не повредить.

Замена российскому ПО нашлась — почти везде

Как и говорили большинство экспертов, замена российским программным продуктам легко нашлась. Она возникала из двух основных источников: переход к американским и европейским аналогам и разработка собственного продукта. С уходом к аналогам все понятно: после блокировки «Вконтакте» и «Одноклассников» Facebook нарастил охват с 42% (досанкционный декабрь 2016-го) до 67,98%. Функционал «Вконтакте» как соцсети для любителей фото и картинок компенсировал Instagram, аудитория которого выросла до 23,87%, что на четверть больше показателя досанкционного периода. Программные продукты «Яндекса» всё ещё востребованы, однако и навигационные, и картографические сервисы постепенно уступают место продуктам Google. Дополнительные сервисы («Яндекс.Такси») уступили свои позиции Uber и Uklon.

Санкции против бухгалтерских сервисов «1С» пока не привели к устойчивому результату только и именно потому, что Украина оказалась не готова массово перейти на новый программный продукт нужного сочетания цены и качества. Тем не менее, именно санкции дали толчок к разработке такого программного продукта. Насколько нам известно, успешно конкурируют с 1С продукты SAP AG, Microsoft, «IT:Предприятие», «Акцент» и «А2» (офлайн), а также «МастерБух», «Деловод», «Облік SaaS», «Казначей» и другие (онлайн). Одновременно несколько команд работают и над новыми украинскими аналогами — BookKeeper SaaS и прочие. В результате, надеемся, будет не только устранена ещё одна системная уязвимость в украинской кибербезопасности, но и уничтожена архаичная культура разработки кириллического программного кода на 1С, которая удерживает часть украинских разработчиков в инфраструктуре российской экономики.

Выводы


  1. Санкции против российских соцсетей и «Яндекса» оказались успешными: они вывели из инфраструктуры сбора и обработки информации порядка трети населения Украины. Россия потеряла такое количество big data, что и на качестве информации это, несомненно, скажется. Информационная сопротивляемость Украины российской угрозе выросла очень существенно.

  2. Никакого существенного ущерба украинской экономике санкции не нанесли — скорее, наоборот, стимулировали разработку украинского ПО.

  3. Санкции против российских соцсетей и «Яндекса» остаются обратимыми и работают не до конца.

Источник