Муром. "Спас на бору"

«Никакой Суздаль не мог сравниться с Муромом.
Словно град Китеж из детских сказок предстал предо мной»

(В.П. Чкалов)

К Муромскому Спасо-Преображенскому мужскому епархиальному монастырю, конечно, ведут нормальные городские улицы, к нему можно прийти из центра пешком или приехать, припарковать машину и без забот войти на его территорию. Очень красивую территорию.


Но ведь я-то рассказываю о дорогах туристов с круизного теплохода «Сергей Образцов», а потому попадете вы со мной сюда совсем иначе, по «лестнице в небо»…

2.


Почему именно так? А разве это не замечательно, сойти по трапу с корабля, выйти на Набережную и сразу через дорогу подняться к монастырю по этой лестнице? Разве нет в этом даже чего-то символического?
3.


По мне, так лучше и быть не может.
Ну, вот, поднялись по 150 ступеням примерно, прошли через надвратную церковь Преподобного Сергия Радонежского, теперь можно оглядеться и поговорить об истории монастыря.
4.


Можно ли, уместно ли к монашеской обители применять слово «лучший»? Как-то это, пожалуй, неправильно, так что буду избегать этого определения, но вот слова «самый» избежать никак не удастся.
5.


Древнейший в России. Старше него на Руси только Киево-Печерский, но то на Руси, а в современной истории вот он – самый древний монастырь России.
6.


В «Повести временных лет» первое упоминание о Муроме относится к 862 году, а о «монастыре святого Спаса» - к 1096-му. 920 лет… Разум отказывается осознавать эту цифру.
7.


На рубеже X-XI веков святой благоверный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу, первому (наряду с князем Борисом) русскому святому. Юный Глеб, приехав в Муром около 1010 года, не нашел общего языка с местными жителями-язычниками. Некоторое время он обитал на реке Ушне, а потом перебрался ближе к городу, поставив свой княжеский двор в двух верстах от него, в бору, на высоком берегу Оки, и заложив здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса. Иногда утверждается, что еще при жизни князь Глеб успел основать на этом месте обитель, получившую название «Спаса на бору». Но это не более чем версия. В 1015 году, по кончине князя Владимира, князья Борис и Глеб были убиты людьми их старшего брата Святополка Окаянного, рвавшегося к власти, - так началась новая эпоха русских междоусобиц, продлившаяся несколько веков.
8.


Следующие три века существования обители скрыты от нас. Почти наверняка монастырь сильно пострадал во время первых татарских рейдов на Русь – в 1239 году татары сожгли Муром дотла. Надо думать, что не обходили обитель стороной и продолжавшиеся под татарским игом княжеские междоусобицы. Известно, что сын Александра Невского Андрей, сидевший в Городце, дважды в конце XIII века приводил в Муром татарские отряды, в результате чего город на полвека, до 1351 года, вообще обезлюдел. В 1393 году он перешел – и уже навсегда – под власть московского князя.
9.


В 1552 году монастырь посетил Иван Грозный. Он тогда возглавил поход 150-тысячного русского войска на Казань. Это была уже третья попытка царя расправиться с очень неудобным для Руси соседом – и завершилась она наконец-то успешно. В Муроме Иван Грозный провел около недели, устроив себе ставку поблизости от Спасской обители. Молясь там о даровании победы, царь дал обет возвести в местных обителях в случае успешного исхода дела каменные храмы. Обет этот он исполнил. В середине 1550-х годов в Спасской обители появился каменный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до нашего времени практически в первозданном виде.
10.


Дальше история монастыря трудна, как и вся история России. Разграбление поляками во времена Тушинского вора, стояние братии за «древнее благочестие» и наказание за это от патриарха Никона, атаки на монастырь Петра I и Екатерины II, обветшание, вера в то, что спасти Спасо-Преображенский собор от разрушения помог чудотворный список с афонской иконы Божией Матери «Скоропослушница». Потом страшный 20 век, 17-й год, 18-й, когда в Муроме вспыхнул антибольшевистский мятеж, поддержанный епископом Муромским Митрофаном. Тюрьма и смерть для него, участь концлагеря для монастыря.
11.


Понятно, что и это не все его беды. С 30-х годов до 1994-й на территории монастыря маршировали солдаты. В его стенах находилась воинская часть (в одном храме - спортзал, в другом - склад, на территории - военный плац и три казармы). Военные нанесли монастырю страшные раны. Реставрацией особенно никто не озабочивался – это было связано еще и с тем, что Муром с его оборонными предприятиями являлся «закрытым» городом и "красить фасады" для иностранцев в нем не было нужды.
12.


Спасением же своим и возрождением монастырь обязан академику Д.С.Лихачеву и Патриарху Алексию II. Возвращение Церкви, возвращение иконы «Скоропослушница», вновь вера в ее помощь в восстановлении разрухи, и вот – чудо-монастырь с самым благодатным духом, самый любимый муромлянами, с самыми мягкими правилами. Здесь никто не заматывает вас в юбки, в надвратной церкви Сергия Радонежского всех желающих ведут в звонницу звонить в колокола (било-пластины).
13.


Здесь просто умоляют вас набрать себе из монастырского сада яблок, сколько унесете, предложат остановиться в паломнической гостинице, не спросив, насколько вы православны, не рыкнут на фотоаппарат.
14.


Даже здесь не рыкнут, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где находится рака с частицой мощей преподобного Ильи Муромца и его скульптурная реконструкция. Воссоздана она главным специалистом Московского бюро судебной медицины С.Никитиным по нетленным мощам святого, находящимся в Киево-Печерской лавре. То есть это практически портрет знаменитого богатыря.
15.


И от этого отсутствия запрета ты сам тушуешься, и уже твой собственный внутренний камертон останавливает руку с камерой: не надо, запоминай сердцем…

Зато это! Как этим не поделиться? Как не позвать вас сюда, посидеть у этого пруда, полюбоваться на лилии в нем и розы вокруг?
17.

18.

19.

20.

21.

22.


Как не показать птичник, чьи обитатели выглядят более ухоженными и довольными жизнью, чем такие же в Московском зоопарке?
23.

24.

25.

26.

27.


Как не предложить постоять на Спасской горе и полюбоваться заокскими далями?
28.

29.


В общем, теперь, я думаю, вы понимаете, почему я так мало видела Муром светский. Да, я просто не смогла уйти отсюда ради городских улиц, и когда время вышло, лестница в небо обернулась лестницей к реке и обратной по реке дорогой…
30.


Не могу промолчать, само просится послесловие:
Как полно начинаешь чувствовать историю своей страны, когда поездишь по ней так интенсивно, как в этом году удалось мне! Сколько переплетений, связей, перекрестий: между этим Муромским монастырем и Свято-Успенским в Свияжске, Кирилло-Белозерским… Как это интересно и волнующе – ощущать связь времен и точки соприкосновения истории. Твоей истории, потому что ты – плоть от плоти именно этого мира, именно этой земли. Чужое море, чужие красивые стены, арки, замки, дворцы, пальмы, культура – разве я говорю, что это плохо? Нет, плохо – это только чужое море, только чужие красивые стены, арки, замки, дворцы, пальмы, культура… Не обрубайте корней, ездите по России сами, возите детей, ведь не будет нашей страны, если жить в ней станут лишь Иваны, не помнящие родства.