Художественные материалы для малышей

malyshi
, 16 июня 2017 в 23:50
Тут вчера кажется или позавчера, (запуталась, день сурка продолжается) спрашивали про художественные материалы для детей. И я пообещала выложить список материалов своей изостудии.
Вроде пятница еще не кончилась, так что я отдельным постом вывешу многабукв:)
Если это никому не надо, скажите, снесу пост! А если вдруг надо, то готова пояснить:)
Итак, чем рисуют мои студийные дети с 3 лет.


Акварель.
Суть материала заложена в названии. Аква – вода. Прозрачная краска, водорастворимая, на основе очень тонких пигментов и растительных клеевых связующих. Рисуют акварелью по бумаге, желательно по специальной, акварельной, которая отличается особым составом и рельефом. Исторически корнями акварельная техника восходит ко второму веку нашей эры, к Китаю.
Есть несколько способов, приемов акварельной живописи.
1) Лессировки. Когда последовательно, наносятся тончайшие слои цвета на сухой предыдущий слой.
2) А ля прима. Техника работы в один прием, когда на кисть набирается максимальное количество краски, сразу в полный тон. А ля прима пишут по сырому или по сухому.
3) Акварелированный рисунок. Когда акварель используется как дополнение к графике, и ею прорабатывается рисунок выполненный карандашом или тушью.
Акварель технически сложный материал, почти не допускающий ошибок, (которые очень трудно исправлять) и соответственно не допускающий поисков в процессе работы. То есть всю последовательность действий, весь алгоритм работы надо заранее представлять и держать в голове. Поэтому акварель очень дисциплинирует начинающих художников.
И именно поэтому мы в студии довольно много работаем акварелью:)
По фирмам, что бы ни говорили продавцы, а лучше нашей Ленинградской акварели (ЗХК) я пока не встречала, хоть пробовала и французскую, и голландскую, и английскую акварель.
Самым же маленьким покупаю еще попроще, медовую «Гамму» или детские наборы «ЗХК», предпочитая все же «Гамму»:)

Гуашь .
Гуашь от акварели, материал тоже водорастворимый и рисующий по бумаге, отличается связующим (водно-клеевой основой) и добавлением мела для достижения большей густоты и укрывистости красок. Краска непрозрачная, густая, кроющая. По технике и приемам работы очень близка масляной живописи. Проста в применении и позволяет легко исправлять ошибки.
В студии мы предпочитаем постоянно менять материалы, чтобы дети не привыкали к чему-то одному, не формировали у себя стереотипов и вообще были гибкими и пластичными в восприятии и работе. А еще познакомились со всеми материалами, на практике знали отличия и особенности того или другого и могли применить. А соответственно и сделать выбор.
Ай, да, кстати! Конечно гуашью в основном рисуют по бумаге. Но мне очень нравится рисовать гуашью по холсту.
Я предпочитаю Гамму или Невскую Палитру. Самое оптимальное по соотношению цена-качество. И банки не менее 40 мл.

Кисти .
Кистей, если ориентироваться по форме и материалу не бывает плохих и хороших, просто каждая из них подходит к определенному материалу и технике письма. Разберем сначала материалы
1) Белка. Беличьи кисти наиболее подходят для работы с акварелью, так как лучше всех впитывают воду и позволяют делать мягкие и широкие мазки, заливать большие фоны, плавно вливать цвет в цвет. В принципе можно использовать и для гуаши. Особенно, если работа ведется лессировками.
2) Колонок. Единственная универсальная кисть. Волос колонка настолько уникален, что и влагу прекрасно впитывает, и упруг и долговечен. И подходит для любой краски. Единственное, что большие заливки в акварели я все же предпочитаю делать белкой. Но цена вопроса… Колонок – самая дорогая кисть.
3) Коза. В принципе хороша для гуаши. Чуть плотнее и более упругая, чем белка. Но почти так же хорошо впитывает воду. Однако, коза редко бывает именно художественной, а «для детского творчества» или так называемые «школьные» кисти к сожалению, не отличаются качеством, и очень быстро прекращают свое существование:) То же касается и пони. Мы козами грунтуем.
4) Щетина. Великолепна, и незаменима для масляной живописи. Дает характерный фактурный мазок. Детям хороша в комплекте с более мягкой кистью, как дополнение. И для спецэффектов, таких как «набрызг», «сухая кисть»
5) Нейлон (синтетика). Очень хорошая замена колонку в работе с гуашью – мягкая и упругая. Но совершено неприменима для акварельной живописи – вода а синтетике просто не держится. Зато для акрила просто незаменима! И по свойствам и по ценовым характеристикам. Ведь при работе с акрилом кисти очень легко портятся. Синтетические в этом смысле гораздо более живучи, чем натуральные, а если и испортились наименее жалко, как самые дешевые:)
Я рассказала только о тех кистях, которыми работаю с детьми. Кисти из других материалов, (барсук, ушной волос, соболь, и т.п.) более узкопрофильные, поэтому речь о них не шла. Туда же и синтетические кисти специально для акварели, но это вариант не для детей, у них цена крыла самолета.

Теперь форма. Кисти бывают:
а) Круглые. Наиболее подходят для работы с детьми, как более универсальные. Можно работать кончиком, получая тонкие линии, можно заливать большие плоскости, можно получать живописную линию, с разной толщиной, можно примакивать получая интересные по форме отпечатки. Круглыми кистями можно работать любыми материалами и в любой технике.
б) Плоские. Дают мазки определенной формы. Традиционно чаще применимы для масляной живописи и редко используются в акварели.
в) Овальные. Специальные кисти, которыми наиболее удобно рисовать кроны деревьев и вообще массы растительности.
г) Веерные. Тоже специальные кисти, для спецэффектов. Позволяют одновременно нарисовать много тонких линий. Хорошо рисовать стволы в лесу вдалеке, рябь на воде, травинки на ближнем плане, волосы.
д) Линеры. Очень длинноволосые кисочки с очень тонким кончиком. Предназначены специально для прорисовки тонких деталей. Обожаю для веточек:)
Однако с детьми, с дошкольниками мы в основном пользуемся только двумя первыми пунктами, причем вторым исключительно в декоративных целях («Набрызг»и «сухая кисть»). А с более старшими добавляем и овалы. А вот веера и линеры – для взрослых. Это все же скорее игрушки, нежели необходимость. И то, что делают они, художник должен уметь рисовать сам.
И наконец, как выбрать кисть. Для начала сразу оговоримся, что речь идет только о художественных кистях. Те, что продаются в отделах канцтоваров, я предпочитаю использовать исключительно для клея или грунтовки – не для живописи.
Проверить качество кисти легко: если мокрый пучок кисточки согнуть пальцем и затем отпустить, все волосики должны сразу, легко и беспрепятственно возвращаться в прежнее положение, не отделяясь от основного пучка. А вот если кисточка не возвращается в исходную форму, или от пучка отделяются отдельные волоски, или кончик раздваивается, то такую кисточку лучше в работе не использовать. Разумеется, проверять качество кисти лучше всего до приобретения, прямо в магазине. В любом специализированном магазине обязаны по первому требованию предоставить стакан с водой для пробы кисточки. Если же в магазине не позволяют намочить кисть, то лучше смените магазин:) На вид ручка кисти должна быть ровной, без шероховатостей и заусенцев, лучше длинной и предпочтительно покрытой лаком или пропитанной (прозрачной или цветной, не важно) Гильза (металлическая часть) должна быть цельнотянутой (без швов).

Пастель .
Бывает сухая (кремниевая) масляная и восковая. Мы любим и уважаем все три:) По технике масляная и восковая похожи на карандаши, а вот сухая, как мягкий материал, позволяет растирать и растушевывать, и сильно отличается от своих собратий по названию. В плане марки сухая предпочтительней Аква колор, Олки, Кохинор, Мунго, масляная и восковая – Кохинор, Мунго, Джови.
Имеет градацию по мягкости. Сухая для детей лучше всего самая мягкая, софт. А впрочем и для взрослых тоже.
Рисуют сухой пастелью предпочтительно по специальной пастельной бумаге (она особым образом шершавая), но можно и по обычной рисовальной. А еще очень здорово рисовать пастелью по мелкой наждачной бумаге.

Акрил .
Лично я недолюбливаю акрил. Краска новая, синтетическая, на основе полиакрилатов. Временем не проверенная, и в работе мало предсказуемая. Например, иногда краски умудряются вступать между собой в химическую реакцию, и смешав желтый с синим мы на палитре получаем вовсе не зеленый, а странную розовенькую пенку… Краска номинально водорастворимая, но по засыхании водой не растворяется, образуя пленку. В этом конечно есть свои плюсы, но проще добавить в гуашь ПВА:) Минус – убитые кисти, потому как стоит всего на чуть-чуть замешкаться, и не прополоскать кисть, как краска уже начала подсыхать, и все, кисть безвозвратно утрачена. Ну и одежда и все вокруг, если чуть зазевался и не помыл тут же, красится на века…
Однако в некоторых случаях акрилы очень удобны! Например, краски по керамике (яркие и дающие чудесный глянцевый блеск!), или для грунтовки больших объемов. Или витражные. Или для некоторых росписей.
Но как живописный материал лично я акрил с детьми не использую категорически.

Бумага для рисования .
Сразу скажу, что бумага не должна быть в альбоме!! Только отдельными листами! Потому что и удобнее и правильнее, и работать, и показывать и хранить. Формат предпочтительно разный, и менять. Но не менее А4. Плотность не менее 120 гр. на м. И пожалуй не больше 360 (это уже слишком для детей:)))
Бумага для рисования делиться на три больших группы:
1) Бумага для черчения (графики) она же ватман. Хотя формально говоря, не вся плотная гладкая белая бумага для черчения – ватман. Ватман собственное название бумаги, производимой на фабриках Джеймса Ватмана:) Однако сейчас так называют любую гладкую плотную бумагу без следом рельефа для черчения и рисования. Ватман очень хорош и отечественный, Бумизделия, Госзнак, Лилия Холдинг.
2) Бумага для акварели. Фактически она не только для акварели, а и для гуаши и для акрила и для пастели и даже для темперы подходит. Главное отличие от ватмана, то, что изготавливается она не из целлюлозы и отходов, а из хлопка (или с добавлением хлопка – чем его больше, тем выше качество) Бумага эта всегда рельефная, шершавая. Самая шершавая называется торшон. Степень шершавости – на любителя. Однако для рисования по сырому лучше все же более шершавая бумага:)
Для детей вполне подойдет и отечественная, тех же производителей, что и ватман. А из импортной конечно вне конкуренции АРШ. По крайней мере для меня, но тут уж кто к чему привык.
3. Специализированные бумаги. Для пастели, маркеров, туши. Это группа профессиональных и полупрофессиональных бумаг, в основном они дошкольникам не нужны, они просто не поймут пока разницы. Марекрами (фломастерами) и тушью можно рисовать и на ватмане, а пастелью на рисовальной бумаге, она достаточно шершавая. Но если ваш ребенок много рисует именно пастелью, то пачка тонированной бумаги для пастели его порадует точно. То же самое и с фломастерами. Бумага для них, точнее для маркеров (нередко спиртовых) очень гладкая и не промокает от чернил. И рисовать фломиками по такой бумажке куда легче и приятнее. Но повторю, для дошкольников это скорее приятные излишества, а не обязательная опция. А вот занимающимся давно я специальные бумаги покупаю. Начавшие заниматься в три года семилетки уже отлично понимают, чем ватман отличается от бристоля:)

Пластилин .
Бывает скульптурный и цветной. По составу это смесь глиняного порошка, воска, сала и других жиров выступающих в роли пластификаторов. Сравнительно новый материал, чуть больше ста лет, но ставший незаменимым материалом для художников и для работы с детьми.
Скульптурный пластилин варьируется по мягкости. Бывает твердый средний и мягкий. Степень мягкости при выборе пластилина зависит от поставленной задачи – чем больше планирующееся изделие, тем твердее пластилин. Однако даже самый мягкий скульптурный пластилин материал профессиональный и твердый для детей. поэтому перед работой его нужно или положить на батарею или опустить в горячую воду. Наш – ничуть не хуже импортного, но намного дешевле:)
А вот цветной пластилин – мягкий. Поскольку предназначен именно для детей. Честно говоря, отечественного цветного пластилина я стараюсь избегать, он то слишком твердый, то слишком мягкий, то невыносимо пачкается. Предпочитаю Кох-и-нор или Джови.


Вопрос о материалах вообще очень серьезный. Мне кажется, что будет большой ошибкой недооценивать важность хороших художественных материалов в работе с детьми и в обучении изобразительному искусству. И я убеждена, что учиться на плохом нельзя. Только на хорошем, и даже на лучшем.
Поэтому у себя в студии я сама покупаю материалы. Нет, конечно, выбор есть, и если родители мне не доверяют, то всегда пожалуйста – я с радостью выдам список, и будьте любезны обеспечить ребенка самостоятельно. Положа руку на сердце, мне было бы гораздо проще и легче жить, если бы все родители покупали материалы сами. Месяц моего личного времени принадлежал бы мне, поскольку да, у меня обычно уходит около месяца (неоплачиваемого, кстати) чтобы укомплектовать студию на год. Но увы, подавляющее большинство предпочитает отдать мне денег и расслабиться:) Да и если бы я все же топнула ногой – они ведь не будут строго следовать моему списку. А я не готова мучиться с тем, что они нанесут из ближайшего магазина!
Дальше я все же приведу примерный список того, что я покупаю детям (и собственно тот список, который выдаю родителям).
Список жуткий, но надо понимать, что 9\10 этого нудно на 1-2 раза. И когда родители скидываются, мы покупаем все это не на каждого ребенка, а комплект на поток. Индивидуально только гуашь и акварель. Все остальное колхозное. Зато самое лучшее:)

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
На один год занятий. На одного ребенка.
1. Гуашь художественная. Одна коробка 6 цветов. Синий, желтый, красный, зеленый, белый, черный. С завинчивающимися крышками. Так же дополнительно по баночке синей, желтой краски, и две баночки белой краски. Производитель: «Гамма», ЗХК.( Для дошкольников!)
2. Гуашь художественная. «Студия» или «Мастер Класс» 12 цветов. С завинчивающимися крышками. Производитель: «Гамма», ЗХК. ( Для школьников!)
3. Гуашь металлик. Любая - золото, серебро, бронза. 1 банка.
4. Краски по стеклу и керамике. 1 пачка, 6 цветов. Лучше «Декола»
5. Акварель. Одна коробка 14 (и более) цветов. С двумя синими и двумя зелеными оттенками. «Гамма», ЗХК
6. Простые карандаши. 3 штуки. Мягкость HВ, без ластика. Лучше Koh-i-noor или Faber-Castell.
7. Простой карандаш. 1 штука. Мягкость 6В-8В, без ластика. Предпочтительно Koh-i-noor или Faber-Castell.
8. Карандаш-стеклограф. Цвет любой. 1 штука.
9. Ластик. Мягкий, белый. 2 штуки. Предпочтительно Koh-i-noor или Faber-Castell.
10. Ластик-клячкка. 1 штука. (Для школьников)
11. Пластилин цветной. Две коробки по 10 цветов. Фирма Koh-i-noor, Jovi.
12. Пластилин скульптурный. Один килограмм, в мелкой нарезке. Фирма «Гамма», «Полион», «Луч».
13. Полимерная глина. Самоотвердевающая. 1 пачка, 500 гр. Фирма Koh-i-noor, Jovi, Eberhard Faber, Polyform, I-clai, Дарви
14. Полимерная глина. Запекаемая. 5 цветов. Фирма Eberhard Faber, Polyform
15. Скульптурные стеки.
16. Цветной картон. Формат А4, 1 пачка. 20 листов 10 цветов. Плотный. Глянцевый.
17. Цветной картон. Формат А3. 3 листа, темные цвета. Глянцевый.
18. Цветная бумага. 40 листов 10 цветов. Самые яркие цвета, плотность 80 гр.на.м. Подходит цветная бумага для копирования.
19. Писчая белая бумага. Бумага для принтера 80 гр.на.м. 30 листов.
20. Бумага для рисования. Формат А4. 20 листов. Очень плотная. Лучше «Госзнак», «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт».
21. Бумага для рисования. Формат А3. 15 листов. Очень плотная. Лучше «Госзнак», «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт».
22. Бумага для рисования. Формат А2. 5 листов. Очень плотная. Лучше «Госзнак» «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт».. ( Для школьников!)
23. Бумага для акварели. Формат А4. 20 листов. Плотная и шершавая. Лучше «Госзнак» «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт» или импортная, Франция или Италия.
24. Бумага для акварели. Формат А3. 15 листов. Плотная и шершавая. Лучше «Госзнак» «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт» или импортная, Франция или Италия.
25. Бумага для акварели. Формат А2. 10 листов. Плотная и шершавая. Лучше «Госзнак» «Бумизделия», «Лилия-Холдинг»или «Альт» или импортная, Франция или Италия. ( Для школьников!)
26. Тонированная бумага для пастели. Формат А4. 4 листа. Импортная Франция или Италия
27. Тонированная бумага для пастели. Формат А3. 3 листа. Импортная Франция или Италия
28. Тонированная бумага для пастели. Формат А2 2 листа. Импортная Франция или Италия( Для школьников!)
29. Крафт бумага. Для набросков. 1 пачка.
30. Кисти белка. №2, №4, №6, №8. (иначе говоря, очень тонкая, тонкая, средняя и толстая) Художественные. По одной штуке каждого номера. Круглые. Лучше «Альбатрос» или Киров
31. Кисть колонок. №1 или №0. Художественная. 2 штуки.
32. Кисть нейлон. №0 или №2. Художественная. 2 штуки.
33. Кисть щетина. №5 или №8 очень жесткая. И №20 хорошего качества, мягкая. Плоские.
34. Кисть коза. № 10, круглая. 2 шт.
35. Ножницы. Специальные, детские. С пластмассовой ручкой и круглыми концами. Режущая поверхность недлинная и обязательно металлическая без оправы и рисунков. Под два пальца. Лучше импортные. (Для 1 года) Трехлеткам можно с доводчиком.
36. Клей – карандаш. 2 штуки по 20 грамм. Импортный. Не Китай! Предпочтительно Koh-i-noor (KIN), Attashe, Ix, Kores, Kostik.
37. Клей ПВА. 4 флакона с пипеткой или дозатором. Один флакон с кисточкой. Предпочтительно «Луч».
38. Цветные карандаши. Коробка 12 или 14 цветов, с двумя синими и двумя зелеными оттенками. Толстые и мягкие. Лучше Koh-i-noor Триоколор.
39. Фломастеры. Коробка 12, 14 и более цветов, с 2 синими и 2 зелеными оттенками. Не китайские!
40. Блопены. 1 набор 6 цветов.
41. Витражные краски. 1 набор. Луч или Гамма.
42. Воск для лепки. 1 пачка. «Луч»
43. Восковые мелки. Коробка 12 и более цветов. Толстые. Фирма Jovi или Faber Castell.
44. Пастель сухая. Коробка 24 или 32 цвета. Мягкая. Фирма «Олки» или «АкваКолор», можно Кохинор или Мунго.
45. Растушевки для пастели. 2 штуки. (для школьников)
46. Пастель масляная. Набор 12 и более цветов. Толстые мелки. Импортная, Faber Castell., Jovi, и т.п.
47. Уголь. Черный, мягкий, художественный. В оболочке или без. 1 мелок.
48. Сангина. Разных оттенков, мягкая, художественная. В оболочке или без. По 1 мелку.
49. Угольные или пастельные карандаши. Любые. 2 штуки.
50. Воск. Бесцветный, неокрашенный мягкий или парафиновые хозяйственные свечи. 2 шт.
51. Скотч. Прозрачный, и белый бумажный. По 1 рулону.
52. Маркеры. Разных цветов. Обязательно черный. Несмываемые, с круглым концом. 2 шт.
53. Канцелярский резак.
54. Кнопки. Гвоздиками . 1 коробка.
55. Степлер.
56. Гофрированная бумага. Разные цвета.
57. Шило.
58. Линейка.
59. Линейка-лекало. С окружностями разных диаметров.
60. Нитки. Тонкие, хлопковые, лучше ирис.
61. Шпагат. Бумажный или льняной. Толстый.
62. Деревянные заготовки под роспись. (яйца, доски, грибы, тарелки, шкатулки) 2 заготовки на ребенка.
63. Воздушные шары. Плотные, латексные, диаметр 10-15 д.
64. Наждачная бумага. №0. 2 листа.
65. Зубочистки или палочки для канапе. 10 штук.
66. Ватные палочки.. 20 штук.
67. Спички. 5 коробков.
68. Оргстекло или белый пластик. 4мм. Толщина, формат А4. Для палитр. Подходит доска для лепки.
69. Баночка для воды. Небьющаяся, примерно 0,5 литра, устойчивая с широким горлышком.
70. Гелевые ручки. Набор перламутровых или металлик, и две черных.
71. Тушь черная. Лучше несмываемая.
72. Перья и перьедержатели. Перья лучше для каллиграфии или рисования – не плакатные. Или деревянные.
73. Масляная пастель.
74. Калька. Цветная и белая.
75. Фольга. Обычная, пищевая.
76. Фольга для чеканки. Фирма Фолия (больше все равно никто не выпускает)
77. Ленты и палочки для квиллинга.
78. Фиксатив для пастели. Или лак для волос (наш, подешевле) Пахнут одинаково, но цена вопроса.
79. Глянцевый лак для дерева, лучше ПФ.
80. Прозрачный покрывной акриловый лак.
81. Фигурные дыроколы и приспособления для тиснения.
82. Паста-машина. Для раскатывания пластики.
83. Бархатная бумага.
84. Анилиновые красители.
85. Кистки, они же чантинги.
86. Натуральный воск и(или) церковные свечки.
87. Разноцветные атласные ленты разной толщины.
88. Блоки цветной бумаги для записей.
89. Мел.
90. Бисер, бусины.
91. Металлические спицы.
92. Шариковый пластилин.
93. Белая ткань под роспись, хлопок.
94. Темпера ПВА.


ДОПОЛНИТЕЛЬНО (приветствуется в любых количествах!):
1. Баночка из-под йогурта. Баночка, по форме и размеру напоминающая чашку для чая. Чистая, без этикеток.
2. Бутылочка из-под воды. 0.33 или 0.5 литра. Чистая, без этикеток.
3. Баночка из-под шампуня. Красивой формы, напоминающая вазочку. Чистая, без этикеток.
4. Баночка из-под кофе. По форме напоминающая чайник без носика и ручек. Чистая, без этикеток.
5. Бутылка. Напоминающая амфору или вазу. Гладкая,. Чистая, без этикеток.
6. Засушенные листья и растения. Листья лиственных деревьев и кустарников. Небольшие (не больше 5-8 см.) красивые по форме и цвету листья, не покоробившиеся.
7. Свежие листья растений. Лиственных деревьев и кустарников. Не больше 5-8 см., красивые по форме осенние листья.
8. Ветка дерева. Два-три ответвления, небольшая.
9. Макаронные изделия и крупы. Мелкие, но не мельче гороха, красивой формы. Родители дома окрашивают в разные цвета. Один стакан.
10. Мука, соль масло. Мука и соль в пропорции 1х1, 2 стакана муки, 2 стакана соли, 2 ст. ложка масла. Мука не блинная, соль не йодированная, масло растительное.
11. Старые цветные журналы.
12. Пустые коробки из-под конфет. Лучше с бортиком. Разных размеров от очень маленьких до очень больших.
13. Старые газеты.
14. Тряпочки (ветошь) для вытирания кистей.
15. Защитная одежда. Рубашка, халат или фартук с нарукавниками (не клеенка!!).

Когда-то я выкладывала этот список под другим ником… Но дело давнее:)


В тегах запуталась...

З.Ы. Каждый кулик разумеется свое болото хвалит, и я туда же:) но по мне есть специальные знания, а есть общеразвивающие, которые всем полезны. Во. И рисование туда. Это и моторика, и цвет с объемом, и ранняя и ненапряжная тренировка совершать действия под контролем сознания и строить алгоритмы, и широчайшее представление о мире.
В плане же данных - научить можно абсолютно любого, было бы желание. Рисование это на 90% сочетание знаний и навыков, и то и другое осваиваемо.
И еще важное, касаемо моторики. Учить всегда проще, чем переучивать:)
Все, извините! Захлопнулась:)