О том, как Крымское ханство помогло казакам выжить

peremogi
, 22 ноября 2017 в 13:22
Вчера один из наших камрадов порекомендовал мне познакомиться с литературными творениями больных шизофазией, меня, по его словам, это могло бы заинтересовать как филолога. Я отказалась. Я и так хожу в Перемоги каждый день. И даже в другие места, где могу читать и слушать укров сколько влезет. Выдержка у меня уже на уровне VSOP, трёхлетняя, поэтому иногда я смело погружаюсь в творчество душевнобольных украинцев.

А сегодня мне попалось выступление Андрея Лопушинского, директора филиала Национального заповедника «Хортица» - историко-культурного памятника «Каменская Сечь». Я его послушала и даже перевела. Кто хочет, может сам окунуться в эти глубины. Всем остальным предлагаю скрипт его речи на радио "Куреш". На мой взгляд, весьма захватывающая бессвязная абракадабра. Демонстрируется владение историей и языком (грамматические конструкции, вокабуляр, аргументация, причинно-следственные связи) где-то на уровне 10-15 человеческих лет. Но это не важно. Важно, что камрад вчера был прав. Творчество душевнобольных очень, очень увлекательно!


----------------
Для малых народов очень важно объединять усилия. Когда-то исторически у украинских казаков была такая же проблема. Они были окружены великими империями. И им постоянно требовалось находиться в союзе с кем-то из этих империй. Часто это был союз с Крымским ханством. И даже можно сказать, что КХ позволило казачеству сохраниться как историческому обществу. Ну, я говорю про запорожцев. То есть, мы знаем, что были казаки, которые проживали в городах, у них были свои отношения с государством. А у запорожцев были другие, отличные от тех отношений, которые были у городских казаков. И археология свидетельствует, ну и археология и история... вот, например, у нас на Херсонщине есть слоган "Херсонщина - казацкий край". Так что если брать с исторической т.з., то меньше 30% Херсонщины относилось к казацкой, большая ее часть относилась к Крымскому ханству. И археологические памятники как раз нам дают такую очень интересную ситуацию.

Например, у нас есть определенные документы периода основания Олешковской Сечи, они опубликованы, это документы из турецких архивов, фактически это бухгалтерия, где есть свидетельства о количестве казаков, проживавших на территории Сечи как союзники Крымского Ханства. И даже на территории Каменской и Олешковской Сечи были найдены фрагменты турецких чашек. А в археологии считается, что если нашли турецкие чашки для кофе, то стопроцентно казаки могли пить и кофе из них, то есть для другого использования они были не пригодны.

Такое объединение нужно и сейчас. Как я говорил, в определенные исторические моменты Крымское ханство помогло сберечься казакам-запорожцам. А сейчас мы обязаны помочь крымчакам сберечь свой этнос. На сегодня Украина не стала сильным государством. Мы чувствуем на себе влияние соседних великих империй. То есть исторически ситуация несильно изменилась. И вот те исторические примеры объединения казаков и татар, мы можем, изучая их, делать определенные выводы и по сегодняшнему дню. Сейчас это так же необходимо, как и в казацкие времена.

Я считаю, что для будущего нормального сосуществования народов Украины очень важно посмотреть в культурном отношении, что мы сейчас считаем украинским. То есть вот мы родились, живём в определенном окружении и называем его украинским. Но очень интересно, что и у кого из своих соседей мы заимствовали. Вот был такой украинский этнограф Хведехворвк (не разобрала фамилиЕ), в период СССР его называли "буржуазный националист". Он говорил, что перед тем как делать выводы о себе, в первую очередь надо посмотреть на своих соседей. Ну, вот честно говоря, сейчас крымских татар воспринимают так отстраненно, отчужденно. Но если спросить, что в украинской культуре взято у татар, тогда мы станем спокойнее относиться друг к другу. Ну, я не знаю, как воспринимают украинцы крымских татар, я мало с ними общаюсь, мало знаю.

А вот приведу ещё такой глобальный пример. В отношениях с государством украинцы много чего взяли от Польши. То есть вот казаки и до Хмельницкого и после строили свои отношения с государством на основании польской модели. Но украинская модель, она больше западная. В Польше тебе держава выдавала землю, и ты с той земли обязан был только воевать, не должен был заниматься ремеслом или торговлей. А на Украине в казацкие времена ты мог заниматься и ремеслом, и торговлей, и ты не утрачивал права на эту землю. Это западная модель. Вот такие мы хорошие украинцы. Но эту модель мы также заимствовали на Западе. Есть еще масса бытовых моментов, ну, например, правила гигиены или традиции сажать деревья. Ну то есть много чего взято на Западе. И я считаю, что это сейчас очень важно изучать, тем более сегодня есть все возможности для этого.