День 8. Ледокол, который видел четыре эпохи

Сразу за плотиной ГЭС на Иркутском водохранилище, в заливчике у берега, стоит небольшое судно. Это не просто судно, а ледокольный пароход постройки 1900 (!) года. Практически, это самый старый ледокол, сохранившийся в мире. Соответственно, и биография у него очень причудливая и сложная.

Судите сами: детали будущей "Ангары" привезли в Иркутск аж из Англии - из Ньюкастла (!), где в 1899-м на стапеле верфи "Армстронг, Витворт и Ко" он был предварительно собран. Затем его окончательно собрали в Листвянке в июле 1900. Ранее у англичан уже заказали и получили здоровенный паром-ледокол "Байкал", который перевозил вагоны через Байкал - тогда Кругобайкальская дорога ещё не была построена, и на Великом Сибирском пути был разрыв от Иркутска до ст. Мысовой. Но "Байкал" не мог справляться со льдом более 70 см, и чтобы не было перерыва в навигации, заказали ледокол-лидер, прокладывавший большому монстру путь. Им и стала эта самая "Ангара".

До 1906 года оба судна работали в паре, но после сдачи Кругобайкалки в эксплуатацию "Ангару" поставили на прикол. Однако, когда началась Первая Мировая и перевозки грузов пережили взрывной рост, судно снова вышло на линию. Когда в Сибири началась Гражданская война, "Ангару" вооружили двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и он стал обстреливать чехословацкие эшелоны (захватившие в тот момент станции Кругобайкалки) по берегам Байкала. А в конце 1918-го она попала в руки белых и была разоружена. Это ещё не вся биография легендарного судна - а только начало.

* * *
И вот, эта самая "Ангара" стала для меня настоящим судном-призраком: я её видел, фотографировал, но с 2004 года никак не мог попасть на борт. То она была в день посещения закрыта, то - потом - на реконструкции, а в 2011-м у меня на неё просто не хватило времени, из-за напряженной программы в Иркутске. И вот, спустя 12 лет после первой попытки, мы с моим коллегой mikka попали таки на её борт. Об этом - мой рассказ.



2. Ну что же, ледокол к моему вящему удовлетворению открыт и можно заходить! :)


3. Верхняя палуба музеефицирована.


4. Справа капитан "Ангары" (советского времени), слева - капитан большого "Байкала", которому этот небольшой пароход во время ледовой навигации прокладывал путь. Виден дворянский лоск и аристократичность :)


Когда мы пришли, на палубе никого не было. Просто стали ходить и смотреть. Минут через пять появился мужчина, который оказался то ли директором, то ли сотрудником.
- А вам экскурсия нужна?
- Да вроде нет... мы в целом, в теме.
- А фильм внизу в кинозале хотите посмотреть?
- Да тоже нет... мы тут хотим просто подробно и не спеша всё рассмотреть, ладно?
- Гм... (заинтересовался) А откуда вы?
- Я с Петербурга, а вот мой товарищ здешний.
- И как там в Питере?
- Там хорошо :)
- Ну ладно, давайте я вам просто тогда расскажу про экспонаты и с вами похожу.
- Хорошо, годится. Тогда у нас будет немало вопросов :)

5. Штурвал не подлинный, а снят с судна аналогичного возраста, начала XX века.


6. В общем, верхняя палуба - этакий ретро-салон с предметами раньшего времени. Ну и конечно, фотографиями с историей парохода.


Теперь немного о продолжении биографии этого ледокольного парохода.
Когда он стоял в затоне в 1919-20 гг., колчаковские "белые" перед своим бегством во время наступления "красных" убили на борту 31 заложника. Делалось это так: их раздевали до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Затем казак Лукин сзади ударял жертву по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. Оглушённую жертву сбрасывали за борт. Разумеется, она гарантированно тонула в ледяной воде. Все убитые были сторонниками Политцентра, противостоявшего правительству Колчака - там были не только большевики, но и к примеру, эсеры.

7. Вот эта самая колотушка. Надо сказать, что война в Сибири вообще отличалась крайним ожесточением с обеих сторон, но особенно в этом деле отличились головорезы атамана Семёнова. Они действовали с забайкальской стороны.


8. Диверсия партизан и один из убитых на борту судна заложников.


9. А вот этот самый большой паром "Байкал" (с вагонами внутри), которому "Ангара" и прокладывала путь.


10. Прошли на уровень ниже. Наш проводник "А, тут мы ещё не сделали экспозицию - будем восстанавливать каюты, а то при затоплении очень много всего попортилось".


После 1920 года ледокол некоторое время работал по разрозненным отрядам "белых", курсируя для охраны движения вдоль ж/д линии Транссиба. Потом просто прокладывал путь, по своему профилю работы. В 1929 году порезал борта тяжёлым льдом и едва не затонул. 1932 год - капремонт, потом снова работал на Байкале. Во время войны 1941-45 гг. ледокол перевозил баржи с рыбой, и в 1949 снова поставлен на второй капремонт. Там простоял аж 11 лет, и снова вышел на линию только в 1960-м. Через две навигации его поставили на прикол в отстой и должны были порезать, но на десять лет его взял под своё крыло местный ДОСААФ. Затем он опять ждал разделки, но про него просто банально забыли.

Так он дожил до 1982 года, когда решили из него сделать музей - он приобрёл солидный возраст. Но и тут ему не повезло: в 1983-м он был подожжён, частично выгорел и был притоплен. Пять лет был в воде, и в 1987-м его всё-таки подняли и за три года вернули в состояние плавучести. И вот, с 1990 года он стал музеем. Уже 26 лет.

11. Ну а мы спускаемся вниз, в машинное отделение. Это самая интересная часть - потому что именно она осталась полностью аутентичной, с английскими паровыми котлами. Нового там только электроооборудование и приборы - они конца 1950-х или начала 1960-х, т.е. в принципе тоже уже исторические :)


12. Самый верхний ярус машинного отделения - оголовки паровой машины. Справа виден как раз наш проводник-музейщик - он тут объясняет суровым сибирским мужикам-посетителям принцип работы машины.


13. Поближе.


14. Спускаемся ещё ниже. Хорошо, что почти везде тут есть доступ. Можно даже заглянуть в топку (!).


15. Сурово!


16. Вид на кривошипно-шатунный механизм, приводимый в движение силой пара.


17. Рукоятки запуска паровой машины.


18. Можно пройти и вон в ту дверь.


19. Котёл паровой машины.


20. Смотровой лючок коллектора парового котла.


21. Приборы в основном 1958-1965 гг., времён последнего капремонта.


22. По лестнице тоже можно подняться. И вот это всё не просто проработало три четверти века, но ещё и пролежало в воде пять лет, в середине 80-х!


23. Ладно, выходим наверх...


24. По обоим бортам - орудия. Ведь "Ангара" была вооружённым ледоколом. А где стояли пулемёты (их тут было целых 4), я не в курсе.


25. На носу. Вдалеке видна плотина Иркутской ГЭС.


26. С борта видна обустройство берега Иркутского водохранилища: делают "культурную" набережную на довольно большом протяжении.


27. Основная надстройка с трубой. Там и есть музей, в верхнем ярусе.


28. Автор журнала и mikka. Завтра мы вместе поедем тестировать турпоезд по Кругобайкалке и снимать местные красоты. А сейчас надо ехать на рынок и закупить провизию на поездку.


29. Вот такая она, "Ангара". Судно-трудяга с сложной и большой биографией. Видела викторианскую Англию, видела царское время, видела СССР от начала и до конца, теперь вот и на постсоветскую Россию тоже смотрит, больше четверти века.


А нам дальше на Кругобайкальскую дорогу. Наверное, самое красивое место всей поездки.

Содержание цикла