ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА

putnik1
, 19 октября 2016 в 03:26

Это здесь, - с обсуждением, - а в обсуждении пояснение:



Прочитав десятка два нареканий на власти, считаю нужным внести ясность.

К сюжету, на первый взгляд, жуткому, нельзя, на мой взгляд, подходить без учета специфики периода, ныне проживаемого Российской Федерацией. Если без учета, тогда, конечно, получается "кущевка", то есть, бандитский беспредел, а вот если с учетом, тогда многое проясняется...


Разумеется, в соответствии со спецификой периода, соблюдение обычного (писаного) права Российской Федерации официально обязательно для всех, но, не считая особых, вопиющих случаев, поддерживается только в коронных землях и городах. В региональных же фьефах дело обстоит иначе:

там приоритетны "обычные"  (основанные на местных обычаях) кутюмы,  в частности, исходящие из  принципа jus utendi ас fruendi, предполагающем, что нет земли без сеньора, однако право на землю, - как "прямое" (dominium directum), так и "полезное" (dominium utile)

проистекает из способности держателя в полной мере использовать земли фьефа для извлечения плодов земледелия. Таким образом, прямой обязанностью сеньора перед землей является защита права земли в сколь возможно более полном объеме производить плоды,

то есть, держатель фьефа обязан заботиться о том, чтобы земля была вовремя распахана, удобрена, засеяна, чтобы урожай был сжат и вывезен, а также всеми средствами защищать "живую" (распаханную) землю от всех видов потрав, во избежание "умерщвления лена".

Это азы, не учитывать которые невозможно, и отсюда уже можно делать некоторые выводы. В частности, что горожане, отправившись по грибы и обнаружив, что привычная (протоптанная volens liberi) дорога распахана (превращена в "живую" землю), поехали прямо по новой пашне,

опираясь на старые, т.н. "Салические", обычаи, но грубо нарушая кутюмы данной местности, да и принцип jus utendi ас fruendi в целом, после чего у держателя фьефа не было никаких вариантов, кроме как любыми (кроме смертоубийства) способами прекратить беспредел.

Именно это, как мы видим, шевалье Болгов и сделал, в ответ на что горожанин, вместо того, чтобы признать вину за потраву, начал браниться, унижая не только сеньора данной местности, но и в его лице "живую" землю, а затем позволил себе дойти и до какой-то формы рукоприкладства,

после чего держатель фьефа уже просто не мог не послать вальвассоров для восстановления поруганной чести "живой" земли: отказ от мщения повлек бы за собой расторжение незримой (не менее важной, нежели оммажная запись) связи с фьефом и "месть земли", то есть, как минимум, неурожай и голод.

На самом деле, все, конечно, куда сложнее, но я, не углубляясь в первоисточники, дал справку на основе самого простого дайджеста, еще и дополнительно упростив, а если кого-то смутят ссылки на кутюмы Франции, пусть не сомневается: именно ими реалии периода, ныне проживаемого Российской Федерацией,

в ряде конкретных проявлений выражены (пусть не формально, но по факту) максимально полно, - и незачем пенять на центральную власть. Она сама рада бы как можно жестче урезать кутюмы,  но сделать это она может лишь тогда, когда возникнут условия для реальной централизации, а до этого пока еще далеко.