Идентичность: Кто Я? Какой Я? (простыми словами)

rabota_psy
, 13 ноября 2017 в 17:13
В комментариях к посту ТРАВМАТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МУЖСКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА зашла речь о диффузной идентичности. Предлагаю рассмотреть поближе что это такое.

В поле психологии понятие идентичности ввел Эрик Эриксон. Это сложная теоретическая концепция с серьезными, содержательными и практически полезными возможностями своего применения в психологической практике.
Попробуем посмотреть буквально «на пальцах» что это за штука, зачем нужна и какую пользу может принести.



Идентичность – это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я».
По сути, идентичность – это устойчивое динамическое самоопределение в различных областях и аспекта проявленности и потенциальной реализации Я.
Я – Вася, мужчина 32 лет, крутой айтишник, боюсь сенсорного мира, гантели считаю злом, неудачник с противоположным полом.
Я – Глаша, старая тетка 38 лет, вечно в долгах, невезучая во всем, со здоровьем как у космонавта.
Вот примеры двух идентичностей. То есть, того как человек себя определяет и во что он верит.
Дальше начинают работать различные процессы от самоисполняющегося пророчества до вытеснения и отрицания.
Вася умудряется не замечать, что минимум три симпатичные, интересные и умные девушки ищут его внимания и хотели бы с ним отношений. Он их «не видит», вполне искренне.
Глаша может игнорировать и давление «под двести», и свои возможности по прекращению затяжной операции по спасению мира и разбазариванию своих ресурсов, таким образом за неделю восстанавливающее ее финансовое состояние и возвращающее ей везение.
Если они начинают работать с психологом, то или рано или поздно выходят на тему самоидентификации и определяются с ней, или найденные решения будут работать несколько месяцев, а затем «само собой» будет происходить откат к прежнему образу жизни.
Идентичность – это очень мощная штука, буквально системообразующая для психики, при этом, что очень сильно радует, доступная для переопределения самим человеком.
Джеймс Марсия, канадский психолог, на базе концепции Э.Эриксона разработал поведенческие тесты для определения разных аспектов идентичности.
Он выделял четыре состояния идентичности.
1. Достигнутая идентичность
Человек проживает определенные этапы своей жизни, проходит осознание, осмысление и делает выбор относительно своих целей, ценностей и убеждений о себе, о мире, и о других людях.
Наличие достигнутой идентичности позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее, уважать свое прошлое и настоящее, с благодарностью нести выбранные им обязательства и получать много ресурсов и энергии от наличия стержня и ясной картины себя (самоидентичности) и мира.
Достигнутая идентичность меняется в процессе жизни, достраивается и уточняется по мере расширения жизненного опыта.
2. Мораторий идентичности
Термин Э.Эриксона, который использует Дж.Марсия и он описывает состояние поиска новой идентичности в кризисе.
Прежние определения перестали работать, и человек активно ищет новые. Он собирает информацию во внешнем мире и размышляет о себе и о новых знаниях, проживает чувственную трансформацию.
Э.Эриксон определял некоторые общие для людей точки возрастных кризисов, в которых происходит определение самоидентичности.
Самый простой и яркий пример – подростковый возраст, второе рождение личности и активный, иногда очень болезненный процесс поиска ответа на вопрос «какой Я».
3. Предрешенная идентичность
Когда родители или другие значимые взрослые интенсивно «впихивают» ребенку собственные представления о нем, о других и о реальности, то получают человека с предрешенной идентичностью.
Он может очень четко и ясно знать «кто он и какой он» и активно реализовывать это знание вовне.
Но, к горчайшему сожалению, у него зачастую бывает «отбита» способность мысли и самостоятельно решать и выбирать.
В силу этого, такие люди часто ведут себя ригидно и едва ли не фанатично, реализуя чужое представление об их Я.
Пример: «беспомощная барышня в беде» с парнем или мужем алкоголиком. Она может работать на трех работах, везти на себе хозяйство, воспитывать детей, между делом лечить побои и отлично выглядеть, но при этом она свято верит, что беспомощна, что достойна только вот такого, и без него пропадет и никому больше не нужна.
И действительно начинает «пропадать» — ужасно сильно страдать, если остается одна вынужденно.
Еще пример из современных реалий, когда девочке родители говорят «ты самая красивая, ты наша принцесса» и она в это верит.
А затем приходит в обычную школу, где таких принцесс десяток на класс, кроме обычных девочек, которые живые и симпатичные и умеют общаться с мальчиками и девочками.
И начинается трагедия длинною в годы, фильм «жизнь Принцессы в российских реалиях или почему меня никто не любит и никто со мной не дружит».
4. Диффузная идентичность
У человека нет ясных целей, ценностей и убеждений, он не пытается их сформировать.
При любом дискомфортном контакте с другими людьми, с реальностью они получают «удар» по слабенькой, запутанной и хаотичной идентичности, в результате чего испытывают болезненные эмоции: страх, панику, стыд, вину, тревогу и т.д. в зависимости от глубины регресса.
Человек с пограничной организацией личности – это человек у которого сочетается предрешенная (ригидная) идентичность и диффузная.
Человек с психотической организацией личности – это человек с хаотичной идентичностью (диффузная в состоянии спутанности, и ярко выраженная).
Человек в нарциссическом поле (аспекте) обладает диффузной нарциссической уязвимостью, т.е. если что-то идет «не так», то это не отдельное событие с соразмерными эмоциями, а нарциссическое обрушение в полюс ничтожности и страдания «мир против меня, я ничтожество», отчаяние, боль, ярость, гнев и сильная потребность восстановить равновесие.


Источник: [ссылка]
Автор: Александра Павловская Психолог