Как мы на штатных «Крузаках» с Эвереста ехали. Перевал Тоссор.

ru_auto
, 16 января 2017 в 16:55
Идея - выйти из города Нарын, миновав перевал Тоссор, финишировать в городе Каракол.
Дополнительная цель - первыми в 2016 году пройти на автомобилях перевал Тоссор. Сложность заключалась в том, что из разных источников нам приходила противоречивая информация о ситуации на перевале. Говорили, что броды в долине Джилсу не проезжаемы и на самом перевале лежит снег.
Утро как утро: сбор шмурдяка, проверка систем автомобилей и в путь.
IMG_3249


IMG_3258

IMG_3260

Дорога - пыльный грейдер.
IMG_3253

IMG_3267

Я ехал на 200тке, держа дистанцию около километра с самого края пылевого мешка. Пришлось снизить давление в шинах до 1,8 амт. Иначе наш «могучий крейсер» начинал «плавать» на грейдере. (Снаружи жарко, давление в шинах с стандартных значений поднималось до 2,7 атм)
IMG_3270


По-другому ехать невозможно.

Пейзажи за окнами сменялись стремительно.

IMG_3287

Порой казалось, что кто-то подставляет декорации к лобовому стеклу.
IMG_3277

После подъема на 3000 метров вдоль дороги появились остатки снежного покрова.
IMG_3320

Дорога то поднималась вверх, то под сильным клоном сбегала вниз.
IMG_3303

Вышел из машины, раскидал валуны и поехал дальше, пока не поднялись на верхнюю точку перевала - 3800 метров. И так 40 км.
IMG_3304

Коров, овец и лошадей сменили яки.
IMG_3308

Прохождение бродов особого труда не составило.

Когда до перевала оставалось около 20 км, дорога упёрлась в завал из камней. С гор сошёл селевой поток.
Пришлось объезжать по руслу реки. Наш проводник Андрей (местный off-road клуб) с лёгкостью проложил маршрут там, куда я на штатной машине даже не сунулся бы! С такой же лёгкостью он, в качестве штурмана, провёл машины через эти засады.

IMG_3311

IMG_3314


Конечно мы осторожничали, и перед «преодолением» подключали весь внедорожный арсенал (понижайки+блокировки) наших «Тойот». Труднее всего проходила 200тка.

IMG_3317

Автомобиль большой, длинный, электроника старается помочь даже там, где помогать не нужно. Напоминаю, что мы ехали на стандартных автомобилях, без лёбёдок и внедорожной резины.

Огромные пространства, яркое солнце и шапки снега на вершинах Терского Ала-Тао.

Перевал.
IMG_3327


Оглушительная тишина и фантастические виды.
IMG_3331

Прозрачный воздух, яркое солнце.

IMG_3339

Это невероятно.
Ради таких моментов стоит путешествовать.
IMG_3344

Но дорога упёрлась в снежные языки с одной стороны и непроходимые камни с другой. Часть нашей группы выдвинулась пешком вперёд, чтобы оценить ситуацию. Вердикт был единогласным - возвращаемся. Конечно можно копать, но…

IMG_3346

Перевал не прошли, зато посмотрели на сезонный перегон скота в этом году.
IMG_3356

Мальчик пастух один управлялся с рекой из овец и лошадей.
IMG_3358

IMG_3370

В местных пастухах, меня поразила одна особенность. Когда их фотографируешь, они чувствуют момент срабатывания затвора и успевают отвернуться.

IMG_3362

Крюк в 400 километров по горным дорогам никого не напугал. Это был самый большой по километражу крюк в моей практике.
Нам вниз и обратно.
IMG_3368

Во второй половине дня, снег с вершин растаял и безобидные утром ручьи превратились в бурные потоки воды.
IMG_3390

IMG_3391

Долину прошли быстро и ближе к ночи выскочили на берег Иссык-куля.
IMG_3395

IMG_3399