Новый Год 2018

Про толщиномеры.

ru_auto
, 23 апреля 2018 в 11:20
Дратути, ребза.
Вот раз за разом натыкаюсь на непонимание простейшего. Хотел бы пояснить посильно, ежели вы не против.

Что такое толщиномер?
В бытовом понимании это ультразвуковой прибор для неразрушающего измерения толщины неметаллических покрытий металлов. Именно для этого всякие мошенники покупают их себе на карман с целью разведения лохов, представляясь "экспертом по подбору автомобиля".
Многие из них свободно оперируют всеразличной хуетой типа: "у %марканэйм% толщина 138" или там "это чтобы мерить разницу". При этом показывают китайское говно за три копейки и тыкают им в грязную тачку, стоящую на морозе или наоборот на жаре, при любой влажности и т.д.
Нет, ребза. Нет-нет-нет. Нет.
Сперва чуток теории.

Я, канеш, не дохуя метролог, но регулярно имея дело с приборами 1-2 классов точности, таки чутка наблатыкался.
Для любого точного прибора есь мануал, в каком написано, при какой температуре и влажности проводятся замеры. Т.е, безусловно, если надо померить длину трупика на гроб - там точность в 5 см. нормальна и допустима. А когда идёт попытка померить сотые и тысячные доли миллиметра - тут уже даже отпечаток пальца, оставленный на поверхности измеряемого даст погрешность.
Рис.1 "Потрогал торцы - сотку нна!"
P_20170912_113148

В ГОСТ 8.495-83 на конкретно ультразвуковые толщиномеры, указано, что измерения проводятся при температуре окружающей среды в 20 гр.Ц. (+\-2), причём прибор и средства пРоверки должны выдерживаться при этой температуре не менее 12 часов.
В принципе, аналогичное требование есть и для пРоверки иных измерительных приборов.
В целом, ТОЧНОЕ измерение производится следующим образом (это именно рабочее измерение, а не поверка\пРоверка):
- вынуть прибор из транспортной тары
- протереть рабочие поверхности чистой фланелевой ветошью
- включить прибор и дать ему прогреться
- провести контрольное измерение референсом (проверочной гирей, концевой мерой длины, иным калибром)
- провести рабочее измерение не менее трёх раз.
В этом случае, результат измерения можно будет считать правильным. В частности, для ультразвуковых толщиномеров есть референсы КУСОТ-180 и КМТ-176М-1.
КУСОТ выглядит так:


НО!
Ващета как мы знаем, этот КУСОТ делается из разных металлов. Пушо даже ежу понятно, что ультразвук по-разному распространяется в дюрали и титане, например.
Таким образом мы приходим к тому, что ващета, неразрушающие методы исследования толщины покрытия они лишь условно годны... И для того, чтобы измерить реальную толщину ЛКП, нужно ващет иметь референсный кусок автомобиля. :) Т.е. сложность абсолютного измерения стремится к бесконечности.
Да, безусловно, относительные измерения типа "тут больше чем там" можно проводить и сравнительно недорогими и простыми приборами (ну как недорогими... ну тыщ 25), но описанную выше процедуру подготовки измерений оно не отменяет никак.

Ещё раз хочу заметить, что речь идёт о микроскопических величинах! тысячные доли миллиметра. Это даже не с пиздий волос, а ещё тоньше! И эти китайские говноприборы вполне могут запёздывать в любую сторону, даже если ими тыкать в одну и ту же точку на кузове.

Ваще, было бы интересно если бы ктонить из экспердов провёл длительное исследование: целый год раз в неделю тыкал бы в одну и ту же точку одного и того же автомобиля одним и тем же "прибором". Уверен, вот прям готов денег чучуть поставить, что даже в этом случае число на экране будет разное.

Список использованной литературы:
ГОЗД - http://gostrf.com/normadata/1/4294821/4294821880.pdf
Меры толщины - гугляцца по "КМТ-176 (КУСОТ-180)"
Приебор с сертом поверки гуглицца по "NOVOTEST УТ-1"

Доп.1
А, бльо, забыл.
пРоверка - это действия проводимые перед каждым измерением (включил, измерил референс, если норм - заебись, работай)
поверка - это действия, выполняемые специальными лицензированными конторами, с выдачей сертификата о поверке. Технически - та же пРоверка, только лучше, пижже и за деньги.
Кстати, поверка производится периодически.