Диды воевали

ru_polit
, 23 февраля 2017 в 22:00
Авиатор Николай Жуган

«Завтра, в День защитника Отечества, отметит свое 100-летие легендарный военный летчик Герой Советского Союза, старейший авиатор страны Николай Павлович Жуган.
О нем написана не одна книга. И фильмы сняты, и, наверное, сотни новостных сюжетов. Жуган - это живая легенда.»
Николай Павлович - удивительный человек, это отмечают все, кому доводилось с ним общаться. Несмотря на более чем почтенный возраст, он держится молодцом, правда, зрение сильно упало, так что на улицу без сопровождения не выходит. Но руку жмет, как будто ему двадцать, и рассказывает о своих фронтовых буднях так, что хоть тут же книгу пиши. Правда, книга о нем уже написана, и не одна. И фильмы сняты, и, наверное, сотни новостных сюжетов. Жуган - это живая легенда.
Николай Павлович родился в большой крестьянской семье в Одесской области. Он почти не знал мать - она умерла от тифа в Гражданскую войну, отец скончался через несколько лет от воспаления легких, его воспитывали старшие братья и сестры. Окончив школу, подросток устроился на завод, который производил подшипники к тракторам. Быстро набил руку, выдавал за смену около 100 изделий при норме 70. Перспективного работника заметил секретарь заводского комитета комсомола и посоветовал пойти учиться на летчика (ЦК комсомола тогда обязался дать стране 150 тысяч авиаторов). Жугана не нужно было уговаривать дважды: все ребята его возраста грезили о небе. Он прошел медкомиссию, потом курсы Харьковской летно-планерной школы, после которой его зачислили в Одесскую военную школу летчиков.
Начало войны Николай Павлович встретил в должности командира экипажа двухмоторного бомбардировщика Ил-4 в 98-м бомбардировочном авиационном полку. Всего через пару часов после нападения Германии бомбардировщик Жугана был уже в небе - его группе приказали в районе Минска найти и разбомбить колонну, идущую на Москву. Бомбардировщики с заданием справились: от десятков грузовиков с автоматчиками и сопровождавших их танков ничего не осталось.
На шестой день войны экипаж Николая Павловича угодил в грозу. Ударившая в самолет молния оторвала хвост, Жугана выбросило из самолета потоком воздуха. Он спасся чудом: за несколько метров до земли сумел раскрыть парашют. Но самый любимый эпизод из фронтовой жизни командира экипажа Ил-4 тот, когда он убегал от немцев.
- Было это 19 сентября 1941 года, - говорит он. - Мы «семеркой» полетели бомбить танковую группу фашистов под Путивлем на Украине. Погода была скверная, дождь лил. За городом увидели колонну танков, отбомбились, а когда летели обратно, их зенитчики вдруг опомнились и открыли по нам огонь. Самолет начал падать.
Жуган приказал экипажу покинуть кабину, сам выпрыгнул последним. Приземлился на поле подсолнухов и тут заметил двоих бегущих к нему фрицев. Летчик кинулся к соседнему леску, но постоянно поскальзывался и падал на раскисшей от дождя земле. Еще и тяжелый кожаный реглан (пальто авиаторов в годы ВОВ) мешал бежать. Николай Павлович сбросил его и побежал быстрее. Но, добежав до леса, остановился - выстрелы стихли. Оглянулся и поразился жадности фашистов: те, забыв о беглеце, выхватывали друг у друга брошенную советским летчиком одежку.
Николай Павлович более месяца добирался к своим, протопал пешком около 300 километров. Правда, встреча была нерадостной: сотрудники НКВД допрашивали несколько раз: как выбрался из плена, кто помог… В очередной их визит командир полка вспылил и отправил куда подальше: мол, надоели, нечего летчика от заданий отвлекать.
В августе 1943-го, когда Красная Армия еще давила врага на Курской дуге, эскадрилья Жугана уже бомбила Берлин. Оружейники заготовили бомбы с надписями «Гитлеру на закуску!» и «Подарок главному фашисту!», которые летчики сбросили над Берлином, пройдя над ним на высоте, недоступной для зениток.
Всего за годы войны Николай Павлович произвел 312 боевых вылетов. Последний из них он совершил 27 апреля 1945 года - бомбил окрестности столицы Германии.
После войны Жуган окончил Высшую офицерскую летно-техническую школу и Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Командовал бомбардировочной авиационной дивизией. В 1960-м генерал-майор авиации ушел в запас и вместе с семьей переехал в Краснодар, где он всерьез занялся патриотическим воспитанием подрастающего поколения, сначала возглавив авиационную секцию в военно-научном обществе, а затем в качестве заместителя председателя созданной после развала СССР краевой ассоциации Героев Советского Союза, РФ и полных кавалеров ордена Славы.

Завтра, 23-го февраля в 12.00 на аэродроме Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков состоится праздничное авиашоу, приуроченное не только ко Дню защитника Отечества, но и 100-летию почетного гражданина Краснодара Николая Павловича Жугана.
Наталья Галацан Дата: 22.02.2017
(http://www.ki-gazeta.ru/news/society/aviator_nikolay_zhugan/)