Наука

Русские народные сказки и гендер

ru_psiholog
, 8 февраля 2019 в 15:16
Зима перевалила за середину, и хочется поговорить о чем-то хорошем. О сказках.
Когда-то за мысли, изложенные в этом посте, меня забанили в сообществе «ру_феминизм». А я всего лишь предложила проанализировать русские народные сказки в связи с гендерной принадлежностью героев.
В сказках, и не только русских, распространен сюжет, где старшая сестра спасает младшего брата. (Это не мое открытие, а дочки, после просмотра фильма «Сказка странствий».) «Гуси-лебеди», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», немецкий «Пряничный домик». Не знаю ни одного сюжета в русских сказках, где старшим был бы брат, а сестренка – маленькой и нуждающейся в защите.
(В иноземных - есть. В «Синей бороде» Перро старшие братья спасают сестру от смерти. У Андерсена (не знаю, правда, насколько уместно ставить его сказки в ряд с народными) 11 братьев Элизы поддерживают сестру. Но все-таки не они спасают ее от гибели, а она избавляет братьев от проклятия королевы.)
                                                                    <lj-cut>

Второй тип сюжетов, еще более распространенный – мужчина, преодолев множество испытаний, обретает жену. Либо, уже имея жену, на которую посягает некто могучий и властный, сохраняет ее. При этом мужчина – не важно, царский он сын или крестьянский – обыкновенный. То есть он наделен рядом прекрасных качеств: отважен, добр, бескорыстен, но это обычное, человеческое. В то время как его жена – волшебница: «Царевна Лягушка», «Поди туда – не знаю куда», «Василиса Премудрая», «Семь Симеонов». А если не волшебница, то могучая богатырка: «Молодильные яблоки». Жена и помогает мужу/жениху выполнить невыполнимые задания, спасает-выручает от неминуемой гибели. О том же современная вариация народных сказок – «Сказка о Федоте-стрельце» Леонида Филатова.
(Знаю лишь одну сказку, где мужчина имеет волшебное качество – умеет обращаться в птицу – а женщина обыкновенна: «Финист Ясный Сокол».  Но жених ничем не помогает невесте, и все трудные испытания она проходит самостоятельно.)

Что же получается? Согласно сказкам, женщина старше мужчины, а также более мудра и могущественна. Это противоречит библейской мифологии, согласно которой Ева была сотворена после Адама, и вообще была последним творением. Последнее – наиболее совершенное, венец творения. То есть, сути сказочных положений Библия не противоречит.

Интересно услышать мнения на этот счет.
На мой взгляд, в сказках сохранены знания, оставшиеся с давних времен, со времен матриархата. С тех пор, когда мудость и интуиция женщин имели большее значение для выживания рода, чем физическая сила и креативность мужчин.
Также это прекрасно сочетается с известной теорией Геодакяна. Еще в конце 60-х ученый дал ответ на вопрос, зачем в природе существует два пола, и сформулировал лаконичный и глубокий афоризм: «Мужчина – глина, женщина – мрамор».

Женщина – мудрость и любовь. Мужчина – ум и талант .
Женщина - старшая сестра. Охраняющая, защищающая, вытаскивающая из передряг маленького братишку. В каком-то смысле он более ценен – иначе стоило бы его спасать, прилагая такие усилия? Из неразумной крохи (не пей, козленочком станешь! – и все равно ведь пьет) со временем вырастает смелый воин. Или духовный лидер. Или поэт.