Всенародная хабалка

sapojnik
, 15 апреля 2019 в 15:10
Мимо 70-летия Пугачевой никак не пройти - она в эти дни буквально из каждого утюга. Не отстают и блогеры, причем - в том числе и наша, так сказать, интеллектуальная "элита". В основном с ее стороны в адрес "обнаглевшей хабалки" несутся дежурные проклятия, типа "нам после Моцарта и и Нидермейера (у совсем-совсем "элиты" - "после Лед Зеппелин и Саманты Фокс") невозможно слушать такую невыносимую пошлость и безвкусицу". Но есть и позитивные интеллектуалы - они по поводу "несчастной Аллы" просто грустят, сетуя, что на ее творческом пути "не встретились правильные люди", которые бы научили бестолковую певицу уму-разуму, направив к настоящим сияющим вершинам Духа.

Вот, горестно вздыхает в своем ФБ литературовед Олег Лекманов:
"Я думаю, у Пугачёвой были все данные для того, чтобы стать, без дураков, великой певицей. Помешало этому отсутствие целого штата людей, которые жестко говорили бы ей: «Это можно!», «А вот это - нельзя!»
«Так не одеваемся, одеваемся так!», «Эту песню, пусть Вы и сами ее написали, не поём!», «О! В «Иронии» у Вас интересный голосовой образ, давайте еще несколько песен с Таривердиевым и Никитиным запишем!»
Короче говоря, рядом не оказалось группы квалифицированных людей, которые и превращают (простите за дикую банальность) алмаз в бриллиант, и все эти роли играла она сама - как раз для этих ролей не приспособленная".


Про "людей" (уж не масоны ли?) мне особенно понравилось, и я написал ответ:

Вопрос в том, что это должны были быть за люди и откуда бы они взялись. Если речь о каких-то унылых "любителях высокой поэзии" или "знатоках классической музыки", коих, конечно, везде немерено - максимум, чего они могли бы добиться - это сделать из Пугачевой нечто вроде второй Камбуровой - певицы хорошей, но, как говорится, "для очень узкого круга". Но и то - фантастика, так как 99% за то, что "люди" дурацкими советами просто бы разрушили карьеру начинающей Аллы.

Феномен Пугачевой как раз в том, что она была не просто "певица с тремя октавами" (таких тоже на самом деле пруд пруди), а в том, что она была в первую очередь гениальный ПРОДЮСЕР самой себе с феноменальным "чутьем на хит" и, соответственно, на потенциальных "хитмейкеров". Ведь именно она, со своей бешеной энергией, раз за разом доставала из помойки и СОБОЙ раскручивала таких композиторов и поэтов, как Раймонд Паулс, Игорь Николаев, певец и композитор Кузьмин, "поэт" Илья Резник и т.д.

Самая ведь поганая особенность профессии "певца ртом" - в том, что эта профессия крайне ЗАВИСИМАЯ. Ты можешь быть гением в горловом звукоизвлечении, но если у тебя нет подходящего репертуара - ты останешься внизу, как ни прыгай (яркий пример - Долина; по способностям она круче Пугачевой, но за всю карьеру у нее от силы три хита наскреблось, и те, по всей видимости, случайно; или, из последних трагедий - Юлия Началова, у которой в карьере песен-хитов вообще не было НИ ОДНОЙ). А вот именно Алла смогла эту зависимость преодолеть - за счет какого-то звериного чутья.

Причем как Алла свои хиты находила, в каких помойках ради них рылась - это, видимо, отдельная книга, которая должна быть написана. Про одну историю я случайно знаю - она в некотором роде семейная. У моей мамы, всю жизнь работавшей по разным НИИ в Москве, была одна шапочная знакомая, еще в советское время - тоже, как и она, с техническим образованием инженера, то ли физика, то ли химика. Разве что та ее знакомая еще и втихаря, чисто для себя, стишки пописывала - ну и иногда, без особой надежды, рассылала их по разным редакциям. При этом никаким "официальным поэтом" или, тем паче, "членом Союза писателей" она, конечно, не была.

И вот - дело где-то в середине 80-х, кругом голимый совок. А той маминой знакомой (я так и забыл, как ее звали) приходит известие, что ее стихи приглянулись... самой Алле, которая тогда гремела, и она хочет взять их для своей песни. Знакомая, конечно, тут же соглашается - и что вы думаете? У Пугачевой вскоре появляется очередной суперхит! Причем вы все, дорогие друзья, его тоже наверняка хорошо помните: это невероятно танцевальная "Найти меня!" Кто под нее не отплясывал в разгар Перестройки и Ускорения?! Разве что тот, кто тогда еще не родился.

А женщина, которая написала текст, была вознаграждена в полной мере. Она потом рассказывала маме, не скрывая радостного удивления, что еще несколько лет после выхода песни на ее счет в Сберкассе сыпались и сыпались деньги - червонцы, полусотни и сотни, это советское "авторское общество" (как оно тогда называлось?) исправно присылало ей плату за "авторские права" (песня-то гремела в каждом ресторане!)

Вот и думайте - как Пугачева на эти стихи вышла? Как поняла, что надо их положить на музыку, и это станет реальным хитом? Посоветовал бы ей эти стихи Олег Лекманов (специалист по Мандельштаму), если бы ей пришла в голову блажь взять Лекманова в качестве "квалифицированного эксперта" по своему певческому репертуару? Вопросы, вопросы... А ответ вот он: Пугачевой уже 70, а она по-прежнему (по-брежнему) царит. Такая вот хабалка.