Так был ли куплен Голос?

sapojnik
, 16 мая 2019 в 14:20
(мнение политтехнолога)

Пара слов о «завершении» скандала на шоу «Голос». Кто слышал – на днях Первый канал выпустил умиротворяющее заявление, дескать, завершили проверку итогов голосования (на котором «победила» Микела Абрамова, дочка Алсу и внучка вице-президента Лукойла), и «все чисто» - никаких следов подтасовок не выявлено, расходимся.

Однако расходиться рано – ибо никаких оснований доверять «итогам расследования» нет.

Журналисты, подогретые Первым и бедовой семейкой Абрамовых, уже поспешили заключить, что все и впрямь было чисто, а некоторая нелепость победы Микелы (при наличии очевидно более впечатляющих конкурентов) объясняется просто тем, что за нее активно «топили» в своих блогах в Инстаграмме разные знаменитости типа Бузовой, Киркорова и прочих. Дескать, знаменитости через Инстаграм попросили своих поклонников проголосовать за Микелу – ну а поклонники, ясный пень, не смогли отказать. Вот и получился такой огромный перевес (напомним, Микела при трех участниках набрала якобы больше 50% голосов – то есть «победила в первом туре», нокаутом).

Ключевой вопрос, таким образом – могли знаменитости со своими блогами и призывами настолько существенно повлиять на итоги реального смс-голосования? Отвечу как политтехнолог с большим (уже – 20-летним, мама мия!) стажем, работавший на выборах самых разных уровней, причем не только в России, но и в странах СНГ. Думаю, что выражу общее мнение многих коллег: одно из немногих общих правил, которое проявляется на выборах во всем постсовке с удивительной регулярностью, гласит:

ГОЛОСА НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ!!

Новичкам в нашем деле я, бывало, даже советовал «зарубить это себе на носу».

Это чисто эмпирическое правило, которое сначала познаешь на практике, из раза в раз – а потом уже, если охота, в меру способностей cтараешься подводить под него теоретическое обоснование. Но факт есть факт: избиратель может охотно отдавать свой голос какому-то человеку и заявлять о своей поддержке этого человека (назовем его «авторитетом») в опросах – но это АБСОЛЮТНО не значит, что он будет готов при необходимости внять рекомендации авторитета и проголосовать за того, на кого этот авторитет укажет. На этом многие «обжигались».

Из моей практики самый памятный случай «непередачи» - досрочные выборы губернатора Магаданской области в 2003 году. Предыстория: прежнего губернатора убили (реально – пристрелили в центре Москвы, на Новом Арбате) – были назначены досрочные выборы. Кремль вовсю «топил» за мэра Магадана Карпенко, но и.о. убитого стал его первый зам по фамилии Дудов. Первый тур голосования победителя не выявил, Карпенко, за которого агитировали все федеральные каналы и газеты, набрал 37%, Дудов занял второе место с 26%. Разрыв огромный. Третье место у Зинченко (второй зам убитого губера) – 10%.

Ресурсов, денег и поддержки Москвы у Кравченко было больше, поэтому там решили не сидеть сложа руки, а собрать «под себя» электорат оставшихся не у дел кандидатов. Первым «на вербовку» пошел Зинченко: с ним оказалось просто – ему предложили «помощь» будущего губернатора в избрании на освобождающийся пост мэра Магадана – и он с радостью согласился. Перед вторым туром он выступил в местных газетах и на ТВ, где призвал всех тех, кто голосовал за него в первом туре, во втором отдать свои голоса Карпенко.

Но и этого команде Карпенко показалось мало. Для надежности они решили «окучить» еще и кандидата, занявшего 4е место! Им оказался некто Сечкин, предприниматель, и заодно… лидер местного – колымского областного – отделения СПС (Союза правых сил) (не забываем, что это был 2002 год). Всего 8% - но, как говорится, и то хлеб!

Сечкин поначалу уперся и отказался передавать голоса; но поддержка Карпенко на федеральном уровне была безграничной – на него решили надавить… через Чубайса (который тогда возглавлял заодно и СПС, и РАО ЕЭС России). Чубайс, известный строптивец, тоже поначалу отказался «играть в игры Кремля» и отдавать сомнительную команду своему «партийцу» через 15 тысяч км на край России. В итоге «главного энергетика» все ж соблазнили тем, что «Единая Россия» в обмен поддержит в ГосДуме нужную Чубайсу версию закона об энергетике, с нужными ему формулировками. Обрадованный, Чубайс надавил на Сечкина – и тот, хоть и с явной неохотой, но тоже письменно и через ТВ призвал своих сторонников поддержать во втором туре Карпенко.

То есть во второй тур фаворит Кремля вошел не только с «форой» более чем в 10% по сравнению с Дудовым, но еще и заручившись поддержкой лиц, занявших 3е и 4е место в туре первом. В совокупности Зинченко и Сечкин «покрывали» 10 + 8=18% голосов, что в сумме с имеющимися 37% самого Карпенко как бы «с запасом» перекрывало нужные во втором туре 50%.

И каковы ж оказались реальные итоги выборов? Поскольку мы работали на стороне «замов убитого», говорю это с гордостью: во втором туре уверенно… победил Дудов, набравший 50,44% голосов. «Против всех» проголосовало 6%, Карпенко наскреб лишь 42%. Таким образом, последний улучшил свой результат первого тура лишь на 4 с небольшим процента (вместо 18). Куда ж делись голоса аутсайдеров? А они НЕ ПЕРЕДАЛИСЬ.

Из более свежих примеров можно вспомнить нередкие случаи провала кандидатов на выборах, прямо поддержанных Путиным (последний самый яркий – провал губернатора Приморского края Андрея Тарасенко в прошлом году). Приморцы показали со всей отчетливостью: за самого Путина они голосовать готовы, за его ставленника – нет.

Вы скажете, что «знаменитости инстаграма» - это «совсем другое дело»? Одно дело Путин, а другое – Бузова? Сильно сомневаюсь. Скорее, наоборот. Люди могут вполне искренне восхищаться Бузовой и ей подобными, стараться ей подражать в платьях и прическах – но крайне маловероятно, что они станут по ее призыву «топить», причем за деньги (смс – платные), за довольно посредственную девочку-певицу на реальном конкурсе. Голоса не передаются!!

Вы спросите – «но как же тогда победила Микела? Совершенно очевидно, как – купленными смс-ками. Люди Абрамова (отца Микелы) просто раздавали оплаченные симки и просили отправлять с них «голоса» за номер 7 – номер Микелы. Такие проплаченные «звонки за» вполне легитимны с точки зрения машины – поэтому «проверка» Первого канала (которая свелась, очевидно, только к выявлению попыток аппаратного вмешательства в процесс подсчета голосов) и не могла тут ничего «обнаружить».

«Победа Микелы» не была обеспечена «знаменитостями». Ее тупо и банально купили. Цена вопроса – несколько миллионов рублей и минимальные организационные усилия. Чего не сделает заботливый восточный папа для дочурки!
https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/05/2019/5cdd47989a794781c7cd6210

ИТОГИ ФИНАЛА АННУЛИРОВАНЫ!!