Дзен и пролетарии умственного труда

sapojnik
, 5 августа 2019 в 09:19


Довольно забавно: благодаря приложению Яндекс.Дзен вдруг ощутил себя в шкуре типичного рабочего. Возникла у меня классическая ситуация, неоднократно описанная еще в трудах основоположников марксизма-ленинизма — как капиталисты проклятые дурят нашего брата-пролетария. Да я и сам, будучи промышленным социологом, неоднократно такое выслушивал от настоящих рабочих на промпредприятиях. Ситуация под названием «рабочий и расценки».

Дано: есть рабочий, который работает на каком-то станке — к примеру, детали точит. Оплата сдельная — сколько деталей наточил, столько и получил «на руки». При этом еще и есть «план» - то есть меньше определенного количества деталей выпускать нельзя. Ну, работяга старается, оттачивает навыки, доводит до автоматизма, заодно еще применяет всякие хитрые рационализации — словом, его производительность со временем растет. Что, типа, хорошо. Раньше он, допустим, точил 100 деталей за смену, через полгода начал вытачивать уже 200, еще через полгода — 300. Стал наш рабочий ударником. И рассчитывает, не без оснований, что и его заработок за то же время вырастет соответственно.

Но не тут-то было! Рабочий, значит, за год увеличил свою производительность втрое — но и работодатель за то же время не дремал! Он — раз! - и снижает РАСЦЕНКИ за вытачивание тех же деталей… вчетверо! Ты хитер, а я хитрее. И вот сидит наш рабочий в обеденный перерыв, чешет репу — как же это так странно получается? Вроде за год стал работать втрое лучше, производительнее — а зарплата не то что не выросла, а вроде как даже МЕНЬШЕ стала! Удивительный факт, товарищи!

Сколько я таких историй слышал как модератор фокус-групп… Цифры, конечно, были разные — но направленность всегда одинаковая. Рабочие самых разных производств жалуются одинаково: работали-работали, осваивали оборудование, приноравливались, повышали темп, наращивали усилия, только вроде начинали надеяться на существенный рост заработков — оп, расценки пересмотрели, и они по-прежнему в ж….пе, причем за меньшие деньги приходится прилагать значительно больше усилий.

Но это, казалось бы, участь только так называемых «синих воротничков», париев индустриального мира; как оно может касаться нас, креаклов, кои не оскверняют машинным маслом свои тонкие пальцы, а максимум мускульных усилий прикладывают лишь к клавишам ноутбука, сочиняя на нем свои ТВОРЧЕСКИЕ произведения?

Ан нет! Есть такой Яндекс.Дзен. Это площадка в интернете, на которой авторы-креаклы выкладывают свои произведения в принципе любого жанра — статьи, репортажи, эссе, рассказы, пособия и т. д. - а Яндекс милостиво «продвигает» их к читателям, используя как рекламные носители. И не просто так — за это Яндекс примерно 2 года назад пообещал выплачивать авторам гонорар! По принципу — чем больше раз тебя прочитали, тем больше денег ты получишь. Старайся лучше, пиши интереснее — и в твоем кармане появится звонкая монета!

В Дзене таким образом появилось множество авторов, которые, по сути, занимаются литературной поденщиной, работают на Яндекс, как негры на плантации, за «долю малую» от его рекламных доходов. Я и сам еще весной прошлого года присоединился к кругу авторов Дзена, в основном из любопытства, конечно — но и не без азарта, так как желание получать деньги за свои писания — неистребимое свойство любого графомана.

И знаете, что стал делать Яндекс? Он повел себя как тот самый классический работодатель: как только его «литературные негры», энергично работая, освоились и стали привлекать большую аудиторию, надеясь на рост заработков — Яндекс.Дзен в ответ… начал не менее энергично снижать расценки!

Не буду голословным — хорошо, что у меня, как и положено шахматисту, все ходы записаны.

В мае 2018 года, то есть чуть больше года назад, я написал заметку под названием «Опыт Дзена», в которой описал свои первые шаги и подвел первые итоги как автор-поденщик. В частности, что для нас самое главное, я не забыл там рассказать и про первые заработки.

Цитата: «За месяц (8 апреля – 8 мая) при средней производительности по 2-3 поста в день (как правило, в соотношении 1оригинальный на 2 «стареньких»). Ниже порога монетизации уже не опускался – выходило 7-10 тыс. прочитываний в неделю. Таким образом, за месяц вышло, будем считать, порядка 30 тыс. прочтений на примерно 90 постов.
Итог… держитесь за стулья крепче: 1800 рублей». https://zen.yandex.ru/media/sapojnik/opyt-dzena-kak-zarabatyvat-v-seti-5b017884799d9d73c6b26651

Уберем детали касательно количества постов — они в нашем деле неважны. Отметим ключевой показатель: за 30 тысяч прочтений в апреле-мае прошлого года выходило 1800 рублей. Таким образом, 1000 прочтений стоила тогда примерно 60 рублей.

Шли годы… Нет, прошло, конечно, всего год и 2,5 месяца. Конец июля на Дзене для меня выдался особенно ударным — буквально за неделю мои посты там прочитали (не просмотрели, а именно прочитали!) примерно 72 тысячи раз. С нетерпением ждем, сколько же упало на счет за такие рекордные показатели (Дзен, отдадим ему должное, платит ежедневно, но с лагом в 2 дня). Итак… 1200 рублей!

Не правда ли, занятно?
Май 2018: 30 тыс. прочтений — 1800 руб.
Август 2019: 72 тыс. прочтений — 1200 руб.
Или в пересчете: 2018 — 60 руб./1000 прочтений, 2019 — 16 руб./1000 прочтений.

Падение расценок за 14 месяцев — в 4 раза. Ай да Яндекс!

Для иллюстрации и дополнительных лулзов приведу свою переписку с Поддержкой Яндекса на этот счет.

Пишу я, 2 августа с.г.
«За последние 4 дня у постов на моем канале https://zen.yandex.ru/profile/editor/sapojnik - около 50 тысяч ДОЧИТЫВАНИЙ и 67 тысяч просмотров. И при этом мой, с позволения сказать, "счет" пополнился за это же время аж на... 800 с чем-то рублей! 50 тысяч дочитываний стоят 800 рублей? 16 рублей за 1000 дочитываний?? Я прекрасно помню, что когда я начинал (весна 2018 года), речь шла о 50-60 рублях за 1000. Потом стало 40. В начале этого года, я считал - 33 рубля. Я думал, что уже ниже некуда. А теперь - еще в 2 раза меньше? 16?!
Извините, но у меня полное ощущение, что Дзен попросту ворует деньги у авторов, пользуясь полной непрозрачностью системы начисления "монетизации". Ладно бы чуть подворовывал. Но сократить расценки в 4 раза за год?! Это не слишком ли лихо? Можно ли объяснить, куда деваются деньги за монетизацию?»

Ответ Поддержки, тот же день:

«Здравствуйте, Алексей!

Очень жаль, что у вас сложилось такое негативное впечатление о ведении канала в Дзене.

Пожалуйста, обратите внимание, что начисление средств происходит только за взаимодействие читателя с рекламным блоком (просмотр блока, клик или досмотр ролика, если это видео). За просмотры материала, дочитывания, переходы по карточкам средства не начисляются.
...
В Дзене нет фиксированных тарифов за действие с рекламным блоком. Эта величина динамическая, базируется на различных показателях рынка рекламы в данный момент времени и назначается в ходе аукциона. Условия сделки между рекламодателем и площадкой Яндекс.Директ являются коммерческой тайной, эти данные доступны только непосредственным участникам сделки. Надеемся на ваше понимание».


Мой ответ, 2 августа.
Диана, спасибо за ответ!
Я правильно понял, Диана, что Яндекс.Дзен может назначить ЛЮБУЮ сумму для блогера за просмотры его материалов на канале, и никакого ОБЪЕКТИВНОГО критерия, чтобы понять, сколько я должен получить за свою посты на Дзене, не существует? Пример: я разместил некий пост, его прочитало, допустим, 100 тысяч человек. Через два дня, как положено, мне на счет "капает" от Дзена, допустим, 100 рублей. Я пишу в поддержку, вы мне отвечаете - ну вот, "Эта величина динамическая, базируется на различных показателях рынка рекламы в данный момент времени", ничего не знаем. Сто рублей так сто рублей, что вам, мало, что ли?
 То есть это нормально?»

Ответ Поддержки, 2 августа.


Диана (Yandex Zen)
2 авг., 17:44 MSK
Алексей,

Я понимаю, что вы хотели бы узнать более конкретную информацию, но я не могу назвать вам конкретных расценок, к сожалению.

Читателям показываются разные рекламные блоки в зависимости от их интересов. Ваш заработок - результат совокупности всех взаимодействий читателей с блоками за определенный промежуток времени. Все подсчеты ведутся системой автоматически.

Стоимость взаимодействия с рекламным баннером всегда разная и меняется даже в рамках одного канала. Она зависит от:

1. Стоимости показываемой читателям рекламы для рекламодателя.

2. Наличия аудитории, подходящей для рекламы.

3. Количества баннеров в статьях (зависит от объема материала).

Хорошего дня!
" (конец переписки)

Как Вы понимаете, последним ответом Яндекс элегантно послал непонятливого меня, что называется, «на три веселых буквы». Ну а в самом деле, чего пристал?

Одно утешает: на Дзене нынче — тысячи, а то и десятки тысяч авторов. И, стало быть, кидают таким вот образом, уменьшая расценки в 4 раза, ВСЕХ, а не только меня. Занятен и способ, которым Яндекс обосновывает такое свое поведение: он практически прямым текстом говорит, что деньги, которые он выплачивает авторам, являются в чистом виде благотворительностью с его стороны; захотел бы — мог бы вообще ничего не платить, «и ничего вы мне не сделаете». Вот такой он, страшный мир чистогана.

Самое же забавное во всем этом — что никакого возмущения со стороны «дзен-авторов» нет и, по всей видимости, не будет. Вы удивляетесь, почему у нас рабочие такие терпилы? А просто дело в том, что у нас ВСЕ такие терпилы. Впрочем, известный публицист Помяловский заметил еще в середине 19 (!) века: «Россия — это единственная страна, в которой человек, предлагающий работу, чувствует себя благодетелем человека, эту работу выполняющего». В этом смысле проходят века, но ничего не меняется.