Наука

Картину атрибутировали, атрибутировали, да не переатрибутировали

shakko_kitsune
, 10 января 2019 в 13:48
Есть такое слово, которое часто встречается в каталогах и в выставочных этикетках — "атрибутирован", обычно даже в сокращении. Что оно означает, и как его понимать?



Вообще, по жизни, в виде глагола — это слово хорошее. Например, если написано в научной статье: "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта". Это значит, что доселе безымянная сиротинушка приобрела фамилию. И отныне опознанную картину будут экспонировать на выставках с надписью: "Худ. Рембрандт, картина такая-то". Однако же если это слово стоит в скобках после фамилии художника — "Худ. Рембрандт (атрибутируется), картина такая-то", то оно наоборот, является для картины весьма печальным диагнозом.

Что же это за болячка?

В массе своей оно означает, что картиной никто из ученых, по-хорошему, и не занимался. Оно значит, что когда-то давно, при царе Горохе, эта картина поступила в музей как полотно кисти Рембрандта, что все, в принципе, понимают, что никакой это не Рембрандт явно, но вот по документам она продолжает так проходить, и никому не досуг этим заняться наконец и прояснить ситуацию. Так и живет картина с таким мутным авторством, пока, например, при подготовке какой-нибудь крупной выставки ею вплотную не займутся, и не переведут ее из разряда "Рембрандт (аттр.)" во что-нибудь другое.

Еще бывают случаи, когда частный коллекционер дает на выставку или на продажу картину, с пеной у рта отстаивая, что это условный Рембрандт. Профессионалы видят, что это явно не он, но раз человеку так надо, ставят фамилию, но добавляют этот атрибут. Или какой-нибудь местный мелкий музей уперся рогом, что это шедевр его коллекции, именно Рембрандт, хотя все эксперты по художнику при виде полотна судорожно хихикают: тогда тоже при печати или экспонировании в другом месте могут добавлять это паршивое слово. На полотне может быть фальшивая подпись.

Кстати, "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи, самая дорогая картина в мире, впаренная арабскому шейху, среди специалистов как раз с пометкой "аттр." и проходит...

Ну а так что же с глаголом "атрибутировали", спросите. Почему "эксперты атрибутировали это полотно кисти Рембрандта" дает в итоге результат без скобочек? Дело в том, что если это хорошие эксперты, то "по почерку" они дадут уже железные гарантии, что это реально Рембрандт, безо всяких добавок; в крайнем случае может быть "Рембрандт (?)", например, если по всем пунктам проходит, но сохранность такая паршивая, что все-таки остается некая неуверенность. (Музейные люди, я тут грубо обобщаю, поправьте меня пожалуйста, если я в нюансах ошиблась).

Иерархия:

  • Рембрандт

  • Рембрандт с мастерской — ученики активно помогали

  • Рембрандт или мастерская — либо автор был стар, болен пьян и поэтому писал хуже обычного, или ученик был супер

  • Рембрандт (?) — что-то смущает эксперта

Едем дальше: какое авторство картина может приобрести при изучении учеными (даю для справки любопытствующим), при условии, что фамилия его все равно остается неизвестной:

  • Мастерская Рембрандта (workshop of...; atelier) — за неимением реального авторства гения, это самый качественный вариант. Он означает, что картина реально находилась в мастерской условного Рембрандта физически, он присматривал  за тем, как подмастерья ее пишут, быть может, даже набросал контур или сказал, где поправить композицию. Картины "мастерских" иногда такого высочайшего уровня, что с трудом отличаются от авторских, особенно если художник работал конвейрным методом (как Рубенс), и ученики активно трудились на авторских произведениях тоже.

  • Школа Рембрандта (school of...) — чуть похуже уровень и сходство, но видно, что ее создатель активно тусил в мастерской гениального художника, возможно, там несколько лет провел; отпечаток манеры очень виден, но вот какая-то отсебятина все-таки заметна

  • Мастер круга Рембрандта (circle of...) — удаляемся еще дальше. Создатель картины тусил с учениками Рембрандта, пил с ними в кабаке, подматривал их творческие приемы, вероятно, придерживался тех же самых идеологических воззрений (на Бога, однополую любовь и т.п.), но самую суть их приемов все-таки не постиг.

  • Последователь Рембрандта (Follower of...) — еще холодней. Если представители предыдущих пунктов хотя бы должны быть современниками обсуждаемого гения, варились в одной кухне с ним, или хотя бы с его подмастерьями, то тут же может быть любая эпоха. В лучшем случае это следующее поколение, и гений только что умер. А то бывает, что и сильно позже возникают художники, которые настолько индуцировались, что начинают делать подобное, пытаясь воспроизвести его метод и идеи.

  • Подражатель Рембрандта (imitator of..., manner of). Тоже любая эпоха после периода работы гения. И в 19 веке кого-нибудь внезапно могло вштырить, и он начинал работать абсолютно под старого мастера. Ну, то есть ему так казалось, что абсолютно "под"; экспертам-то разница видна.

  • Ну и далее: Неизвестный художник, Германия, 17 век; просто Неизвестный художник...


Когда ученые художником начинают заниматься вплотную (например, был создан "Комитет Рембрандта", состоящий из экспертов), количество подлинников кисти автора начинает стремительно уменьшаться, зато остальные категории разбухают. Музеи, в которых висят вещи из второстепенной категории, начинают активно возмущаться, что их шедевры уволили из оригиналов. В общем, идет катавасия...

UPD az_clouet
В целом все так, но есть еще небольшая хитрость, специально для рынка. И здесь серьезнее, чем в музеях, потому что речь идет о ценах и персональной ответственности за атрибуции. Рынок - это аукционы и галереи, то есть салоны, в которых галереи принимают участие, тоже. Деньги иногда приходится возвращать через суд, но юридически все именно так.

Градация (обобщено):

  • "Рембрандт" - автор точно он, и если покупатель обнаружит (или специалисты скажут), что нет, то можно картину вернуть и деньги потребовать назад. Если картина выставлена на салон, то нужен сертификат, а не просто так на голубом глазу. Иначе комиссия вещь снимет.

  • "Рембрандт и мастерская" - картина очень хорошая, но где-то есть слабые или странные места, которые мастеру не свойственны (или у него рука болела, или времени не было, или старый он стал, но специалисты считают, что Рембрандт гениален всегда и во всем, и предпочитают подстраховаться). Самый проблемный вариант, особенно до XVIII века (см. Риго). Но приемлимый для каталогов. Деньги вернуть сложнее, даже если рука мастера очевидна только в правом верхнем углу.

  • "Мастерская Рембрандта" - тоже нужно доказать, но деньги вернуть труднее. Рынок эту формулировку не любит, потому что всем кажется, что если мастерская, то это какой-то мальчик ученик малевал, а художник даже не посмотрел, что получилось. То, что мастерская - это "фирма", мало кто знает. Поэтому чаще будет нижеследующая формулировка.

  • "Круг Рембрандта" - кто-то того же времени, но шут его знает кто. Но не ученик, а сложившийся мастер. За эпоху и национальную школу продавец отвечает. Если окажется, что картина написана во Франции в XVIII веке, то деньги вернут.

  • "Последователь Рембрандта" - кто-то в том же стиле, но чуть позже. Тем не менее, все-таки не XIX век.

  • "Во вкусе Рембрандта" - вот тут как раз XIX век.

  • и на сладкое, "аттрибутировано Рембрандту" - это самое интересное и означает следующее: "мы искали, искали, но ничего конкретного для аттрибуции не нашли, и вообще может быть это совсем и не Рембрандт, и времени у нас было мало, а фамилия какая-то нужна, и специалист не отвечает, или не согласен, а мы ему не верим, и пр. и т.п." И при этой формулировке никто ни за что не отвечает. Покупка на свой страх и риск, никакой абсолютно гарантии. Аукционный дом или галерист спокойны, фамилия стоит, а придраться не к чему. В проигрыше только продавец, потому что "аттрибутировано" уменьшает цену в разы.


Рембрандт или мастерская. "Давид и Саул"


Мастерская Рембрандта


Школа Рембрандта


Круг Рембрандта


Последователь Рембрандта



glossary (en)