Лёд нонче дёшев

shakko_kitsune
, 6 февраля 2019 в 08:06
Морозильники нынче такая повседневность, что нам и в голову не приходит, как дорого стоил в доэлектрическую эру лёд, каким предметом роскоши это было, и как дорого и сложно было его добывать и доставлять.

Именно "добывать". Изготавливать лёд не умели, его, словно горные ископаемые, рубили кирками из природных источников воды.

К. Айвазовский. 1877. Изображена  река Нева


Понятно, что у нас, русских, проблем с тем, чтобы наполнить свой хозяйский ледник подручными средствами на полгода, которые не зимние, обычно-то не бывало. А вот более тёплым странам приходилось серьезно вкладываться и экспортировать.


Далее позволю себе разбавить картинки, скопипастив из статьи википедии "торговля льдом" вводную информацию.

Торговля льдом — отрасль мирового хозяйства, существовавшая в XIX веке, с центром на восточном побережье Соединённых Штатов и в Норвегии, включающая масштабный сбор, транспортировку и реализацию природного льда для внутреннего потребления и в коммерческих целях. Лёд собирался с поверхности прудов и ручьёв, после чего хранился в ледниках, а затем направлялся на кораблях, баржах или поездах до мест назначения по всему миру. Сети торговли, как правило, использовались для распространения продукта среди домохозяйств и небольших коммерческих организаций. Торговля льдом произвела революцию в американской мясной, овощной и фруктовой промышленностях, вызвав значительный рост рыбной промышленности, и способствовала появлению ряда новых напитков и продуктов питания.

Погрузка на корабль в Норвегии, 1900


Торговля льдом впервые была начата предпринимателем из Новой Англии Фредериком Тюдором в 1806 году. Тюдор начал поставлять лёд на принадлежавший Франции остров Мартиника в Карибском море, надеясь продавать его там богатым представителям европейской элиты, используя для хранения льда ледник, который он выстроил специально для этой цели. В ближайшие последующие годы товарооборот льда был расширен им до Кубы и южной части Соединённых Штатов, а к деятельности Тюдора в добыче и доставке льда из Новой Англии присоединились и другие торговцы. В течение 1830-х и 1840-х годов торговля льдом существенно расширилась — его стали поставлять в Англию, Индию, Южную Америку, Китай и Австралию. Тюдор разбогател благодаря торговлей льдом с Индией, в то время как некоторые марки, связанные с отраслью, такие как Wenham Ice, стали известны в Лондоне.

Магазин-склад льда в Челси, 1861



Торговля льдом, тем не менее, начала сосредотачиваться на поставках льда в растущие города на восточном побережье США и для нужд предприятий по всему Среднему Западу Америки. Граждане Нью-Йорка и Филадельфии становились крупнейшими потребителями льда во время долгих жарких летних периодов, и для удовлетворения их спроса дополнительное количество льда добывалось из реки Гудзон и в Мэне. Лёд начал использоваться в рефрижераторных вагонах на железных дорогах, что позволило мясопромышленникам районов Чикаго и Цинциннати производить убой крупного рогатого скота на месте, отправляя затем упакованное мясо на восток либо реализуя его на внутренних или зарубежных рынках. Применение рефрижераторных автомобилей и кораблей позволило создать национальную овощную и фруктовую промышленность, тогда как раньше данные продукты потреблялись только на месте. Американские и британские рыбаки начали сохранять с помощью льда свои уловы, что позволило увеличить продолжительность рейсов и объёмы самих уловов, а пивоваренная промышленность начала функционировать в течение всего года. После того как американский экспорт льда уменьшился после 1870 года, крупным игроком на международном рынке льда стала Норвегия, поставляя большое количество льда в Англию и Германию.


Склад льда в Нью-Йорке, 1871


На своём пике в конце XIX века в торговле льдом в США были заняты, по некоторым оценкам, 90 000 человек, а капитализация отрасли достигала 28 миллионов долларов (660 миллионов долларов по курсу 2010 года), будучи способной с помощью ледников хранить до 250 000 тонн льда в каждом из них; Норвегия экспортировала миллион тонн льда в год, опираясь на сеть искусственных озёр. Однако постепенно у торговли льдом появилась конкуренция в виде фабрик, производивших искусственный лёд и способных осуществлять механическое охлаждение.

Нью-Йорк, 1884


Первоначально ненадёжные и дорогостоящие, фабрики по производству льда вскоре начали успешно конкурировать с натуральным льдом в Австралии и Индии в течение 1850-х и 1870-х годов соответственно, пока с началом Первой мировой войны в 1914 году в США на фабриках искусственного льда стало производиться больше льда, чем собиралось натурального. Несмотря на временное увеличение производства в США во время войны, в межвоенный период произошёл полный крах торговли льдом во всём мире. Сегодня натуральный лед иногда собирают для ледовых скульптур и ледовых фестивалей, но от промышленной сети ледников и специальных транспортных средств, существовавшей в XIX веке, практически ничего не осталось.

Далее можете почитать огромную статью в Википедии на английском языке, а в русском варианте ее перевод есть, но брошен где-то на середине.

Разгрузка в Кубе, 1832 год


***

Так, вроде с алгоритмом добычи и продажи льда мы ознакомились, теперь взглянем опять на картины маслом. Преимущественно они посвящены самому необычному -- добыче льда среди белоснежного пейзажа, и изображают всякие дикие для европейцев страны, где этот лёд добывался.

Дж. П. Кокберн. Квебек. 1830


Карл Колман. 1-я пол. 19 века, где-то в России


Cornelius Krieghoff, 1-я пол. 19 века. Река св. Лаврентия


Frédéric de Haenen. ок 1913 года. Река Нева


Лев Лагорио. Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке), 1849.


Ледовоз. Фирма Фаберже. Художник Г. Савицкий. Разноцветные яшмы, кахолонг, нефрит, лазурит, змеевик, кварц, серебро. Музей Ферсмана


Морис Каллен. 1913 год. Канада


Морис Каллен, 1923, Канада


Clarence Gagnon, Канада, 1-я пол. 20 века



Claude Langevin, Канада, 2-я пол. 19 века


Peder Mork Mønsted. Лиллехаммер