Куда податься англичанке 19 века, если она хотела научиться рисовать

shakko_kitsune
, 19 февраля 2019 в 08:07
Нормального профессионального обучения не существовало. Наглядная иллюстрация дискриминации и ответа на вопрос "почему было так мало великих художниц".

Marie-Gabrielle Capet - Atelier of Madame Vincent - 1808 (Это Франция, там была ситуация получше).



Это мой перевод английской статьи, сделанный в рабочих целях, так что не обращайте внимание на некоторую корявость.

Laurel Lampela. Women's Art Education Institutions in 19th Century England // Art Education, Vol. 46, No. 1 (Jan., 1993), pp. 64-67 https://www.jstor.org/stable/3193419

ЖЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ИНСТИТУЦИИ В АНГЛИИ 19 ВЕКА

Женщины веками страдали от половой дискриминации во всех аспектах жизни. Если у мужчин имелась роскошь получить художественное образование веками до и после Ренессанса, у женщин такой же возможности не было. Несмотря на непреодолимые препятствия женщины оставались стойкими и все-таки получали образование в изящных искусствах. (...)

Предыстория
Обучение изобразительным искусствам для мужчин воспринималось как тренировка в ремеслах задолго до 16 века. В 8 и 9 веках средневековые гильдии были организованы как ассоциации для мужчин - художников-ремесленников. Система гильдий включала в курс обучения такие "чернорабочие" задания, как толчение веществ для смешения красок, а также копирование работ мастера (Bell, 1963). Те, кто желал более продвинутого обучения, должен был искать за пределами гильдии.

В 15 и 16 веках значение гильдий начало падать, и возник новый принцип художественного образования, по мере того, как академии художеств распространялись во Франции и Италии - для хорошо рожденных и хорошо образованных мужчин. Французские академии во 2-й половине 16 века были школами, которые учили анатомии и перспективе, и устанавливали хорошие принципы и изящный вкус в своих студентах (Bell, 1963). В 1768 году была основана Академия Художеств в Лондоне, что дало возможность одаренным мужчинам стать профессиональными художниками.

С женщинами - совсем другая история. В Средневековье единственной респектабельной альтернативой для женщин, которые решили не выходить замуж и не рожать - был монастырь (Peterson and Wilson, 1976). Монастыри не только служили укрытиями для женщин, но также являлись образовательными институциями, предлагающими им обучение, материалы и поддержку. Для таких женщин монастырь, таким образом, предлагали форму художественного образования. Монахини копировали и иллюминировали манускрипты - и это было формой религиозного переживания (Peterson and Wilson, 1976).

Миниатюра с изображением Тимареты



Те женщины, которые были достаточно удачливы для того, чтобы родиться в семье мужчины-художника в течение Ренессанса или вскоре после, имели возможность учиться мастерству у их отцов, однако это не было эквивалентом планомерного школьного художественного обучения (Peterson and Wilson, 1976; Bell, 1963).

Искусство воспринималось как профессия для хорошо образованного и уважаемого мужчины в течение Ренессанса, а позже, в 17-19 веках, изучение живописи и скульптуре стало привлекать намного более широкие слои публики (Bell, 1963). Мужчины из среднего и нижнего класса, а также женщины из высшего и среднего класса решили, что изучение искусств стало для них открытой опцией, поскольку художественное образование в 17 веке начало приобретать более практический подход. В 18 веке [в Англии] появилась Королевская академия искусств (Carline, 1968). Устраивались соревнования по рисунку, как для мальчиков, так и для девочек, и они были первым признанием того, что женщины имели талант к искусствам. Некоторое число девочек получили видные почести в этих конкурсах (Carline, 1968).

Женщины из среднего и высшего класса
Только во 2-й половине 19 века женщин допустили в школы Королевской академии (Yeldam, 1984). Но в течение первой половины столетия были доступны различные формы арт-институций для женщин - из высшего, среднего и низшего класса.

Для "светской дамы" (ladies of fashion) было обязательным уметь рисовать пейзажи (Yeldam, 1984). Женщины из высшего класса обучались искусствам в числе прочего внешнего лоска, необходимого для того, чтобы они занимали место в обществе и были более привлекательными как потенциальные жены. Эти женщины из высших слоев были вынуждены учиться рисовать, вне зависимости от того, были они или нет заинтересованы в этом занятии. "Естественным результатом этого навязывания было ассоциация женщин с заурядным, банальным искусством" (Yeldam, 1984, p.8) .

Неизвестный художник. "Прекрасная художница". Нач. 19 века


Женщины из среднего класса получали художественное образование в области композиции и цвета, для использования в домашнем ремесле и вышивке (Yeldam, 1984). В 1840-е годы искусство как светский навык вышло из моды для светских барышень, но его продолжали воспринимать как полезное и нужное для женщин среднего класса. Для женщин из низших рабочих классов имелись те возможности для художественного образования, которые включала общая программа, наряду с чтением, письмом, шитьем и пением(Yeldam, 1984).

Школы дизайна
В течение второй половины 19 века художественные возможности для женщин увеличились. Поскольку начиналась индустриальная революция, стало необходимым обучать ремесленников из рабочего класса, чтобы установить стандарт хорошего дизайна в индустрии и коммерции. Эта нужда в хорошем дизайне стала стимулом для создания художественных образовательных институций (Carline, 1968).

Хотя она не была ремесленной школой, Королевская Академия искусств в Лондоне осознала необходимость создания нового типа школы, нацеленной специально для ремесленников. В 1835 году озабоченность общества относительно недостатка хорошего преподавания искусств для рабочего класса и индустрии привела к созданию выборного комитета Палаты общин  (Carline, 1968). Было предложено обучение искусствам на национальном уровне для рабочего класса, и в 1837 году первая художественная школа, поддерживая государством, была основана как School of Design (Bell, 1963).

Жак Вели. Карикатура на женщину-художника


Эта Школа Дизайна имела несколько школ-филиалов, которые располагались вблизи промышленных районов, чтобы привлечь студентов из рабочих классов. Однако бедность населения в этих районах удерживала многих подальше от обучения, пускай и плата в 2 шиллинга в месяц и не считалась чрезмерной. Люди не могли ходить даже на вечерние классы, потому что не хотели жертвовать ради этого сверхурочной платой за вечернюю работу (Bell, 1963).

Школы Дизайна имели дневные и вечерние классы для мужчин и для женщин, там учили рисованию на фарфоре и на стекле, резьбе и рисованию орнаментов. Поскольку задачей Школы было поддержать индустрию ремесленниками, а не художниками, было решено, что в курс обучения не нужно включать изучение человеческой фигуры (Bell, 1963).

Художественные классы для женщин и леди
Типичные уроки, предлагаемые Школой дизайна, включали утренние занятия для мужчин и джентльменов (males and gentlemen), а также вечерние классы для леди, гувернанток и женщин (for ladies, governesses, and females).

"Мужчин-учеников классифицировали как джентльменов или ремесленников... учениц делили на леди, гувернанток или "женщин"... низшая категория "женщины" воспринималась социально выше "мужчин" или классов ремесленников, поскольку девочки из этой категории обычно принадлежали к lower middle class, будучи дочерьми бедных клерков, хозяев магазинов, учителей". (Macdonald, 1970, p.143).

Согласно Макдональду, "леди" были женщинами из upper-middle class, которые "хотели заняться искусством" для лучшего знакомства с живописью и рисованием. "Гувернантками" называли дочерей мужчин-профессионалов, которые рано осиротели, и поэтому были вынуждены содержать себя сами, на том же уровне комфорта, который имели джентри. А "женщинами" называли женщин из lower-middle class, которые хотели работать ремесленниками, чтобы зарабатывать на жизнь. Даже имея такую своеобразную категоризацию, классовые различия были проблемой. Один глава школы "был вынужден решать, является ли дочь местного священника подходящей для его Ladies Class, или слишком респектабельной для его Female Class" (Macdonald, 1970).

Эмиль Фриан



Необходимо указать, что все эти женщины все равно принадлежали к среднему классу. Хотя общество соглашалось с тем, что обучение искусству должно быть доступным для мужчин из "простого" класса, общественные деньги на арт-обучение можно было тратить только на обучение женщин из среднего класса, а не пролетариат (Macdonald, 1970).

Женская школа дизайна
Основание отдельного филиала школы для женщин, the Female School of Design, было вызвано несколькими причинами, некоторые из которых кажутся с нашей точки зрения весьма дискриминирующими. Классы для леди и женщин в главной школе стали называть отвлечением студентов-мужчин и мастеров рисования, поскольку предполагалось, что женщины часто ходят только ради того, чтобы найти себе мужа. Другие причины выглядят более прилично. Леди, жаждущие заниматься искусством, соединились с классами, отведенными для "женщин", и, следовательно, они стали слишком большими.

В октябре 1843 года Женская школа дизайна открылась в Лондоне, ее директором стала миссис Маклен, жена художника. Школа занимала комнату в Соммерсет-Хаусе, и интерес к ней был выдающимся. Однако переполненная школа не годилась для размещения всех желающих учиться женщин, и возник длинный список ожидания (Bell, 1963).

Соммерсет-Хаус



Школа развивалась в течение 5 лет, и затем переехала из Соммерсет-Хауса на другую сторону Стрэнда, на Gower Street (Bell, 1963). Новая школа имела несколько темных и невентилируемых комнат над магазином мыла. Условия в новой школе были почти невыносимыми. (...)

Несмотря на эти неудобные физические условия и другие дискриминаторные практики в Женской школе дизайна, женщины весьма совершенствовались в своих искусствах и получали ряд призов (Yeldham, 1984). Однако количество призов, полученных женщинами-студентами, стало для некоторых источниками раздражения. Несколько мужчин гравёров по дереву протестовали, говоря, что обучение дам искусству помешает профессию гравера по дереву и вызовет переизбыток квалифицированных людей (Yeldham, 1984).

Когда женщин научили ремесленным искусствам, они снова восстали против дискриминационных практик. Женщинам было трудно найти работу, поскольку многие из мануфактурщиков были настроены против женщин-работников. В результате, многие из учениц в Школе были женщинами среднего класса, либо ищущих места в качестве гувернантки, либо вообще не ищущих работы (Yeldham, 1984).

В 1862 году Женская школа Дизайна стала называться Royal Female School of Art. Школа еще цеплялась за старую идею о соответствующем арт-образовании для женщин, включая обучение в дизайне для хороших манер, или для тренировки тех, кто желал зарабатывать на жизнь, создавая произведения декоративно-прикладного искусства (Yeldham, 1984). (...)

Royal Female School of Art.


Женщины-художники
Ежели женщина в 19 веке хотела стать профессиональным художником, а не ремесленником для индустрии, то она имела другие возможности к этому. Кроме того, что было в Женской школе дизайна, открывались другие художественные классы для женщин. Существовало некоторое количество частных художественных школ, куда пускали женщин - но высокая плата отваживала всех, кто не имел хорошего достатка. James Matthew Leigh's General Practical School of Art, первая школа, куда женщин пускали на тех же условиях, что и мужчин, предлагала уроки анатомии для леди. В 1847 году the Society of British Artists открыла художественную школу, предлагающую классы для леди по изучению фигур, где моделей драпировали по-классически.

Самым важным шагом вперед в арт-обучении 19 века стало разрешение пускать женщин в школы Королевской Академии. Хотя женщинам специально не запрещалось посещать Школу до середины 19 века, никто с такой просьбой не обращался, так что обычай стал законом. Когда доступ разрешили, дискриминационные практики продолжались. Женщинам не давали такие же инструкции, как мужчины, и их не пускали в классы, где рисовали обнаженную модель.

Некоторые женщины протестовали и жаловались на эту дискриминационную практику, и благодаря их настойчивости в 1903 году было постановлено, что специальные натурные классы для женщин будут созданы, и что женщинам будет можно ходить на одни уроки с мужчинами. Упорство женщин в 19 веке открыло новые возможности. (...)

References

  • Bell, Q. (1963). The Schools of design. London

  • Carline, R. (1968). Draw they must: A history of the teaching and examining of art.

  • MadDonald, S. (1970). The history and pholosophy of art education. London.

  • Peterson, K. and Wilson J.J. (1976). Women artist. New York.

  • Yeldham, C. (1984). Women artists in 19th century France and England (vol. 1) New York.