Живописный труп: Самоубийство Софонизбы

shakko_kitsune
, 23 мая 2019 в 08:06
В музеях мира можно увидеть много картин, посвященных самоубийству этой женщины. На эту тему писали и Рембрандт и Тьеполо. Что это за дама, за что она с собой так жестоко, и как можно отличить полотна с ее изображением от других многочисленных произведений, изображающих полуобнаженных женщин на пороге смерти?

Джованни Франческо Карото. Самоубийство Софонизбы, 1-я пол. 16 века




Что значит имя

Не очень ласкающее русский слух имя Софонизба (она же Софониба и даже Софонис) — это, на самом деле, тот вариант, в котором древние римляне сдюжили запомнить ближневосточное имя, звучавшее примерно как Сопонбаал. Нам подобные имена (и их метаморфозы) хорошо известны, например, Баал Зевул был превращен греками в Вельзевула. А еще были всякие Иероваалы, Ганнибалы и Иезавели. В общем, нормальное такое имя, а римляне халявщики ленивые.

Имя финикийской национальности было у сей дамы не зря, потому что она являлась гражданкой сильного государства Карфаген (на севере Африки), где, собственно, на подобном языке говорили и в Баала верили. Запомним о её национальной принадлежности, потому что, увы, именно пятая графа сыграла главную роль в трагедии Софонизбы.

Антон Грушецкий. Софонизба. 1793.


Кто она такая

Софонизба жила в Карфагене, когда эта страна вела очень тяжелую войну с Римом (это была Вторая Пуническая война, 218-201 до н. э.) , причем Карфаген был тогда настолько сильным государством, что Риму потребовалась еще потом Третья Пуническая война, чтобы его наконец разрушить.

Отец ее был очень крутой полководец, то есть она принадлежала к высшему слою аристократии. Для вас понять безумную логику её биографии будет проще, если мы вот сейчас представим, что это было как будто в Японии, а она как будто была истинной дочерью самурая-даймё. Уж больно крутые тогда были нравы и понятия о чести, без такой аналогии не понять по-настоящему.

От чего она умерла

Софонизба покончила с собой. Картины, на которых изображено ее самоубийство, можно отличить по сопровождающим эту историю атрибутам: вот слуга принес письмо, она его читает, потом берет кубок с ядом, пьет и умирает. (Предварительно не забыв снять с себя блузку, живопись барокко иначе не умеет передать весь ужас женской смерти, ясен пень).

Габриэль Метсю. Женщина в агонии (Смерть Софонизбы), 1660-е


Теперь поговорим о том, как довели человека.
Шла долгая война Рима с африканским Карфагеном. Он располагался примерно там, где сейчас Тунис. Оба мощных государства активно привлекали к войне союзников, причем старались переманивать их друг у друга.

А Софонизба на свое несчастье была очень красивая. И ее отец, чтобы скрепить политический союз, пообещал ее руку царевичу одного из соседних африканских государств. Его звали Массинисса, но, чтоб вам было проще, назовем его Неудачливый Жених. А потом концепция поменялась, и Софонизбу, с целью укрепить карфагено-нумидийский военно-политический союз, выдали замуж за другого соседа, царя Сифакса (кодовое имя Удачливый Муж), который до этого боролся за римлян. Удачливый Муж бросил римлян и бодро начал воевать за Карфаген, а Неудачливый Жених, соответственно, бросил карфагенян и перешел на сторону римлян. Много ли выиграл Карфаген от этой рокировки, непонятно.

Удачливый Муж увез свою жену Софонизбу к себе в столицу западной Нумидии. Но недолго музыка играла, римляне по пути к Карфагену вторглись в его государство, заняли город, взяли его в плен. Все его имущество стало трофеем, в том числе и жена.

А Неудачливый Жених, как мы помним, сражался на стороне римлян, и вот он тоже в этот завоеванный город вместе с войском вошел, и во дворец своего разбитого соперника поперся поторжествовать. А тут ему навстречу красавица Софонизба в слезах...

Джамбатиста Зелотти. Встреча Массиниссы и Софонизбы, 16 век


— Ты, — говорит, обливаясь слезами красавица-царица в жемчугах, — извини, что так получилось. Сам понимаешь, папенька меня не спрашивал. Ну вот и доигрались! Об одном лишь теперь прошу, старый друг: эти римляне теперь собираются отвести меня в свою Италию, и чтобы я в цепях шла в триумфальном шествии через их город, вслед за повозкой победителя-полководца, в числе прочих трофеев. Сам понимаешь, я, как дочь самурая, подобного позора допустить не могу!

И Софонизба попросила Неудачливого Жениха, чтобы он либо помешал ее отправке в Рим, либо помог ей умереть. А была она, напомню, очень красивой. И тут у Неудачливого Жениха отказали мозги и он забыл, какие конкретные люди римляне. Поэтому он выкрал Софонизбу из комнаты с военными трофеями, снял с нее инвентарный номер и надпись "Отправить в Рим ближайшей авиапочтой" и увез к себе в палатку. Где сыграл с ней совершенно законный брак со всеми обрядами, наплевав на то, что ее первый Удачливый Муж до сих пор был жив.

И вот это вот он зря наплевал, граждане! Тем временем этого пленного Удачливого Мужа, разгромленного царя, привели к римскому полководцу. Это был великий Сципион Африканский, очень, очень суровый товарищ.

Сципион Африканский


И Сципион спросил Удачливого Мужа, царя Сифакса, ласковым голосом таким спросил:
— Ты зачем, гадина, переметнулся? Служил нам, римлянам, а потом взял, предал и перешел на сторону Карфагена?

Судя по ответу Удачливого Мужа, ему кто-то уже настучал, что Неудачливый Жених пришел во дворец, украл его жену Софонизбу и женился на ней.
Ибо он хитроумно ответил:

— Не виноват я! Бабу подсунули карфагеняне! Такую раскрасавицу, такую умницу, патриотку. Влюбился я без памяти в нее, женился, а она меня своими сладкими ласками и склонила на этот безумный поступок, предать вас, римляне. Очень-очень любит Софонизба свою карфагенскую родину! — потом Сифакс помолчал немножко и добавил: — А еще, знаете, Сципион, вот теперь я за вас переживать начал. Есть у вас такой союзник, Массинисса, так вот он 48 минут назад взял, и тоже женился на Софонизбе. Боюсь, она его быстренько перевербует и он вас тоже предаст, вы уж поостерегитесь там, волнуюсь я за вас!

Монета Массиниссы



Из уважения к уму Сципиона не будем подозревать, что он купился на этот перевод стрелок. Однако ж послал выяснить, чего там происходит с Софонизбой и Неудачливым Женихом. Ему доложили: ага, все правда, опломбированный вагон вскрыт, птичка улетела, в палатке Жениха зажигает тамада. А это, как вы понимаете, безотносительно навыков агитации Софонизбы — банально бунт на корабле. Как это, какой-то мелкий восточный царек, не спросив разрешения у взрослых, не дождавшись дележа, забрал себе часть добычи так борзо? За кого он себя принимает?

Неудачливого Жениха (теперь Неудачливого Мужа) вызвали в ставку главнокомандующего и дали ему по шапке. «Бабу придется вернуть, — сказал Сципион, — потому что это добыча римского народа. Не мог нормально попросить? Не вернешь — тогда мы испытаем глубокие, очень-очень глубокие сомнения относительно твоей преданности. Решай, короче, сам». И в глаза ему посмотрел со значением.

Жан-Шарль Перрин. Смерть Софонизбы. 1783


Неудачливый Жених, скажем сразу, колебался недолго. Приняв решение, он послал гонца к новобрачной Софонизбе с письмом, где было написано, если коротко: «Сорян...», а если длинно, то вот так:

«Масинисса рад бы исполнить первое обещание, которое дал ей как муж жене, но те, кто властен над ним, этого не позволят, и он исполняет второе свое обещание: она не попадет живой в руки римлян. Пусть сама примет решение, помня, что она дочь карфагенского вождя и была женой двух царей».

Еще гонец доставил Софонизбе красные и зеленые таблетки с цианистым кальцием из походной аптечки Неудачливого Жениха (все цари с собой такое возят, совершенно необходимая вещь). Перед ней стоял, таким образом, выбор — либо покончить с собой либо отправиться в Рим, как пленница. Она предпочла пойти путем харакири. Только перед смертью ласково попеняла супругу, какого черта, мол, обнадежил?

«Я с благодарностью, приму этот свадебный подарок, если муж не смог дать жене ничего лучшего; но все же скажи ему, что легче было бы мне умирать, не выйди я замуж на краю гибели».

Андреа Казали, Смерть Софонизбы. Ок. 1743


И умерла. Неудачливый Жених Массинисса очень потом плакал над ее мертвым телом. А его все очень осуждали, в том числе римляне, что он не покончил с собой заодно с супругой. Не по-пацански это было, очень трусливо. А ему было плевать. Прожил еще 50 лет после этого, укрепил свое царство (под римским протекторатом), родил трех сыновей от других женщин и вообще был весьма доволен собой. А его хитроумный конкурент, Удачливый Муж, был увезен в Рим ради той самой триумфальной процессии, и там скончался.

Так что если теперь в музее вы увидите картину с умирающей царицей с кубком в руках — то будете знать, о чем это все.

Гверчино, Смерть Софонизбы. 1630


Есть однако ж нюанс. Если вы видите восточную царицу, и тоже с кубком, но не умирающую (с лицом в легком оргазме), а просто как-то философски задумчивую, то это будет уже не царица Софонизба, а другая. царица Артемизия II, жена того самого Мавсола, который первый мавзолей построил.  О ней расскажу отдельно.

Неизвстный художник. "Артемизия", 19 век


Не волнуйтесь, их часто путают, у этой картины Рембрандта даже два названия, сразу и "Софонизба", и "Артемизия".