Англичанин-караваджист 18 века

shakko_kitsune
, 20 августа 2019 в 08:08
Среди великих художников, чье имя в мировом контексте, увы, не из тех, что помнят многие -- британец Джозеф Райт из Дерби, который жил в 18 веке. Англичане, конечно, любят и уважают его как местного автора, но в европейском масштабе он не прогремел, хотя весьма любопытен и интересен.

Он работал во многих жанрах: кормился, преимущественно, с заказных портретов, но пуще всего любил делать вот такие жанровые сценки, прославляющие науку и прогресс, причем эффектным языком барочных еще светотеней, что к его времени, гегемонии классицизма, стало уже старомодненько.

Философ, объясняющий модель Солнечной системы, ок. 1766



Караваджизм, как вы помните, манера 17 века, использовавшаяся, в первую очередь для религиозных сцен. Нидерландцы того же столетия подхватили ее для создания картин про пирушки и концерты. А Дерби, вот, использовал это уже для новых тем, индустриальных, научно-технических.

Но получалось, тем не менее, практически настоящая мистика.

«Алхимик в поисках философского камня, обнаруживает фосфор и молится за успешное завершение его действий, согласно обычаю древних химических астрологов», 1771


Эксперимент с птицей в воздушном насосе, 1768


фрагменты




Кузница, 1772


Чтоб мы понимали, это эпоха Екатерины Великой, Людовика 15, время совсем других полотен, величественных и героических. Но Дерби, как провинциал, островитянин, поживший в этой самой Италии и посмотревший, что там сейчас актуально, обдуманно решил отказаться от модненьких тенденций, чтобы делать так, как ему нравится, писать не спокойное, а эмоциональное и сосредоточенное.

Три человека, рассматривающие гладиатора при свечах, 1765


Академия в свете лампы


Две девочки, наряжающие котенка при свете свечи, 1768-1770


При этом, посмотрите, в заказных портретах он вполне себе традиционен.

Супруги Гисборн, 1786


Неизвестный


И в пейзажах ничего экстраординарного

Довдейл, 1785


Исторический-героический жанр традиционно для того времени смешноват своими позами.

Коринфская дева, 1784


А вот та, другая тематика, как сразу его раскрепощала, удивительное дело.

Человек, закапывающий норы, 1773


Главное -- найти свое место в жизни, короче.