В этот день… 17 мая – 1

shatff
, 16 мая 2018 в 23:00
О памятнике Суворову – а также «информационном обществе»

Если нам нужен повод, чтобы отпраздновать, то сегодня – Всемирный день электросвязи и информационного общества!..



…Традиционно громоздкое ООНовское название, впрочем, отнюдь не подразумевает массовых гуляний завсегдатаев Сети – речь о вещах серьёзных... Пункт первый – «повышение безопасности» этой самой Сети… (Тема в последнее время особенно обсуждаемая – но, кажется, совершенно безнадёжная… Утекает всё! Или почти всё – а остальное подсматривают и подслушивают…) В этой связи особый смысл приобретает второй пункт повестки – «преодоление цифрового неравенства» («digital divide» – переводить можно, как кому больше нравится). «Неравенство»  заключается в том, что отдельные страны и социумы «информационными технологиями» до сих пор не охвачены…. Непорядок! Получается, они массово общаются по-старинке – вживую, так сказать… а о чём?..

…Одним словом, если верить конспирологам (мол, венцом «информационного общества» должна стать какая-нибудь поголовная чипизация) – сегодняшнее мероприятие приобретает довольно зловещий смысл… потому не будем больше о нём говорить – и обратимся к временам, когда люди общались, сидя не у монитора – а, к примеру, у камина…

…Итак, 17 (или 5-го по ст. ст.) мая 1801 года в Санкт-Петербурге, что называется, «при большом стечении публики и в торжественной остановке» открыли памятник Александру нашему Васильевичу Суворову… присутствовал сам император, понятное дело – остальным «официальным лицам» деваться было некуда!..



…Многое примечательно в привычном для питерцев монументе – даже дата, поскольку упомянутое мероприятие по совпадению (или другим причинам?)  состоится ровно за день до годовщины смерти генералиссимуса. (Это звание было ему присвоено в конце октября 1799-го – а скончался он 18 мая 1800-го. Существует много версий насчёт присутствия (или отсутствия) на похоронах императора Павла – по наиболее распространённой, монарх попросту не смог пробиться сквозь собравшуюся почтить покойного толпу, и, развнерничавшись, приказал развернуть экипаж… (Нет бы мигалку включить!?..) Вашему покорному слуге кажется более симпатичной другая – царь проводил-таки своего непобедимого генерала, незаметно смешавшись с этой самой толпой…)

…Отношения Павла и Суворова – тема отдельная; историографы привычно твердят чуть ли о не «репрессиях» (известно, что император с невероятным задором гонял любимцев матушки – а Александр Васильевич, как будто, был одним из них) – но, на самом деле, вероятнее всего, стареющий фельдмаршал просто довёл царя своей ершистостью… тот его вгорячах уволит – и немедленно позовёт назад, когда возникла нужда бить непобедимых генералов Бонапарта. (Достаточно красноречиво известное письмо: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии»). Думается, вернул бы он его и независимо от этого… ну, ладно…



…Французов-то Суворов побьёт – а вот союзники подведут. (Собственно, не то чтобы подведут – прагматично решат свои вопросы). …Так или иначе – разочарованный Павел отзывает своего командующего – и практически одновременно распоряжается о сооружении вышеупомянутого монумента. Случай беспрецедентный!.. Во-первых, на Руси отродясь не возводили памятников никому, кроме царей. Во-вторых – никто не удостаивался памятника прижизненно!.. (Румянцевский обелиск в честь побед бывшего командира Александра Васильевича – кстати, тоже возведённый Павлом – не в счёт; он – именно «в ознаменование побед»; по совпадению, это сооружение перенесут, чтобы поставить на его место памятник Суворову. Но мы забежали вперёд…)

…Возможно, необычность ситуации вдохновит скульптора Козловского (к слову – именно этому человеку мы обязаны знаменитым Петергофским «Самсоном, разрывающему пасть льву» – правда, оригинал украдут немцы во время Великой Отечественной)… так вот – наверно, поэтому мастер избрал аллегорический образ Марса. Некоторые усматривают в его чертах нечто общее с Александром Васильевичем; другие – нет… Ну, неважно… Например, Людовик XVIII (не слишком, впрочем, для нас авторитетный) оставил такой портрет Суворова: «То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления…» Правда,  будущий король не забудет добавить: «… но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. …Он был меч России, бич турок и гроза поляков».

…Так что – почему бы не Марс?.. Тем более – ростом в три метра семьдесят сантиметров?..  Но с вполне однозначной надписью: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.»

…Сначала Павел хотел видеть памятник в Гатчине; потом передумал – как раз заканчивалось строительство печально известного Михайловского замка… Нам неизвестно, как отнёсся к затее императора полководец – ни один из них не доживёт до её реализации… Александр Павлович будет открывать памятник  буквально через пару месяцев после убийства отца – а в 1818-м монумент перенесут с Марсова поля (получившее своё  название по понятным причинам) на новую площадь (впрочем, тут же ставшую Суворовской. Здесь он стоит и сейчас).



P.S. …Бытует байка, что во время блокады памятник собирались спрятать в каком-то близлежащем подвале – но ответственному за это мероприятие офицеру ночью явится лично Суворов, и, в своей обычной манере, категорически порекомендует этого не делать. Тот, естественно, подчинится генералиссимусу – а ранним утром немецкие снаряды накроют упомянутый подвал… Что касается монумента, то он останется на боевом посту невредимым… Впрочем, это – совсем другая история...

Напоследок. 17 мая 1949 года родился Уильям «Билл» Скотт Бруфорд – виртуозный английский барабанщик множества заслуженных коллективов, среди которых «Yes» и «King Crimson».





И ещё. 17 мая 1947 года родился Эндрю Латимер –  мультиинструменталист и бессменный участник заслуженной британской группы «Camel».





Наконец, 17 мая 1958 года родился Пол Эндрюс, более известный, как  Пол Ди’Анно – первый студийный вокалист «Iron Maiden» (с 1978 года по 1981-й).