Что ждёт российское образование?

shchukin_vlad
, 11 августа 2017 в 13:00
IMG_8503.JPG

Какого нормального родителя не волнует вопрос - что будет с вузами и школой? Даже если дети уже отучились, то за внуков душа тоже должна болеть :)

А вопросов по теме учёбы всегда множество. Особенно в наше время перемен. Не воспользоваться шансом пообщаться лично с министром образования России я не мог себе позволить. К тому же, прошёл ровно год с тех пор, как на эту должность (мягко говоря - нелёгкую) впервые в истории была назначена женщина - Ольга Юрьевна Васильева.

Естественно, хотелось подвести первые итоги, а также узнать что планируется сделать в стране, в котором всегда образование славилось своим уровнем. Пора ли восстановить утраченные позиции?

Однако, обо всём по порядку. Начну со школы. Тут три очень важных темы, по которым будет идти развитие.

Первая. Нужны единые стандарты обучения по каждому предмету. Грубо говоря, 1 сентября каждый родитель должен знать с каким именно багажом знаний его ребёнок выйдет из школы в конце учебного года.

Вторая. Нужна экспертиза учебников. Пока нет ни её, ни единого образовательного пространства, поэтому детей сегодня учат по почти 1400 пособиям.
При этом, планируется разделить учебники по уровням: базовый и углубленный.

Третья. Школы будут переводиться из муниципального подчинения в региональный.
Подобный опыт себя уже отлично зарекомендовал (особенно это заметно по результатам предметных всероссийских и международных олимпиад и международного исследования PISA-2015) в Самарской области и в Москве. В Самаре так организовано с 2002 года, а в столице с 2012-го. В этих регионах, по мимо прочего, произошло сокращение управленческого штата, зато учителям стали платить больше.


Школы - это вообще больная тема, учитывая наш демографический рост. Каждый год в нашей стране становится на 400 тысяч школьников больше. С одной стороны это радует, а с другой - в некоторых регионах (например, Северного Кавказа) дети учатся в 3 смены.

Поэтому, государство ежегодно выделяет по 25 миллиардов рублей на строительство новых школ. В этом году будет сдано около 55 тысяч новых учебных мест, причем 1/3 часть - в сельской местности.


Помимо количества, важно ещё и качество. Скоро будут у нас новые, по настоящему инновационные школы, совершенно нового типа. Одна из них откроется 1 сентября в Некрасовке.

Понятное дело, что при таком подходе надо подтягивать уровень самих педагогов тоже. И в этом году начинает работать национальная программа учительского роста. В 15 пилотных регионах учителя будут сдавать тест по математике и русскому языку.
Кроме того, есть идея по введению категорий для педагогов. А это говорит о необходимости аттестации.


Кроме обучения, школа должна стать местом для общего развития. Не менее 10 часов в неделю должно использоваться для кружков: спортивных, музыкальных, научно-технических. И должны быть шахматы. Потому что уже замечено, что дети, которые занимаются шахматами, имеют успеваемость на 40% лучше.


А теперь о наболевшем. О ЕГЭ. Он остаётся. Но тесты останутся только на сдаче устного иностранного языка.
Кстати, об языке. К 2022 году английский язык будет одним из обязательных предметов на едином экзамене в 11 классе. Обязательным!
При этом, упор будет сделан не на натаскивании школьников на вопросы и ответы, а на получение реальных знаний.

И да, в школу вернётся астрономия. Иначе получается парадоксальная ситуация. Школьник страны, где её не преподают, неизменно занимают призовые места на международных олимпиадах. В прошлом году наши ребята победили в командном зачёте на международных олимпиадах по астрономии и астрофизике.


Многие забывают про то, что на стыке школы и вуза должна быть решена одна очень важная задача под названием "профориентация". Поэтому я не мог не задать Ольге Юрьевне больного для меня вопроса на эту тему. Дело в том, что сегодня в интернете очень много различных онлайн-курсов по профориентации. Как выбрать полезный и нужный? Тот, который действительно сможет дать ответ старшекласснику: кем быть?

Большинство гуляющих по сети методик выстроены на западный манер. В конце такого теста ты получаешь диаграмму/график/таблицу, с которыми надо потом идти к психологу, чтобы он смог дать какие-либо рекомендации. А между тем есть наши отечественные наработки, основанные на серьезной академической науке. Например, методика профессора Пряжникова из МГУ. После прохождения его тестирования, будущему абитуриенту, в соответствии с его данными выводится не просто список предполагаемых профессий, но и перечень специальностей с указанием конкретных вузов, где их можно получить.

Ольга Юрьевна заверила меня, что в планах министерства есть задача по сертификации интернет-курсов. При этом, прохождение сертифицированных курсов будет подтверждаться необходимыми документами.
К тому же, как выяснилось, министр образование очень хорошо относится к информационным технологиям и использованием "цифры" в образовании, а проект "Московская электронная школа" считает наиболее успешным.


Ну, а после того, как выбрана будущая профессия, остаётся её только получить.

Особое внимание будет средне-профессиональному образованию, стране нужны "синие" воротнички! Поэтому сейчас стартовал проект "Рабочие курсы для передовых технологий", при содействии Агентства стратегических инициатив и WorldSkills. Обучение будет проводится по топ-50 специальностей WorldSkills. Да, и здесь тоже обязательно нужен английский!
В этом году 15 тысяч выпускников профессиональных колледжей сдавали субординационный экзамен (про один из них я уже писал).

Ещё одна тема, которой я также посвящал свои публикации - дуальное образование (если кто пропустил, это когда 50% времени студент учится, а 50% времени трудится на реальном производстве). Кто-то считает, что оно пришло к нам из Германии. Спору нет, там оно действительно очень хорошо развито. Но на самом деле - это всё наша история. Начиная с довоенных ФЗУ, и заканчивая ВТУЗами. Это всё надо возрождать в полной мере.


Теперь про "вышку".
Продолжится поддержка университетов-лидеров. Будет развиваться проект опорных вузов в регионах. Это когда местная власть, при содействии местного бизнеса, совместно с вузом решают все проблемы образования.

Кроме того, планируется существенно повысить экспорт образования. Как вы понимаете, это не только поступления в бюджет, но и так называемая "мягкая" сила.
И, если сегодня у нас обучается 243 тысяч иностранных студентов, то к 2025 году нужно довести эту цифру до 700 тысяч. Помимо всего прочего, это более 373 миллиардов рублей в бюджет.

Ещё планируется вернуть схему, называвшуюся в советское время "распределением". Но сейчас это должно быть оформлено в виде трехстороннего соглашения между студентом, вузом и работодателем, где кроме профессиональной стороны должны будут прописаны и социальные гарантии.

Вот на этой мажорной ноте я и закончу краткое описание встречи с министром образования России Ольгой Юрьевной Васильевой.
Если что забыл написать - спрашивайте.