Война

Кобры в засаде

vikond65
, 8 декабря 2017 в 01:51
129-a-1280.jpg

Ровно 75 лет назад, 7 декабря 1942 года, впервые поднялся в воздух прототип истребителя Р-63 "Кингкобра". Из 3300 серийных экземпляров этой машины 2300 было отправлено в Советский Союз по программе Ленд-лиза. Поставки начались в середине 1944 года, а к весне 1945-го СССР получил уже около полутора тысяч "королевских кобр". Однако ни одна из них не применялась на советско-германском фронте. Все эти машины держали в резерве.

В советско-японской войне 1945 года участвовали четыре полка на "Кингкобрах": 410-й и 888-й ИАП 10-й Воздушной Армии, которые действовали с Камчатки и осуществляли поддержку Курильского десанта, а также - 781-й и 940-й ИАП 12-й Воздушной Армии, расквартированные в Монголии. Всего в этих полках числилось 137 Р-63. Таким образом, во Второй мировой войне не было задействовано почти 95% советских "Кингкобр". Создается впечатление, что их специально берегли для каких-то иных боевых задач.

Надо отметить, что "Кингкобра" была лучшим истребителем, поставлявшимся в СССР во время войны. По совокупности летных, боевых и эксплуатационных характеристик Р-63 превосходил все типы истребителей, имевшиеся к началу 1945 года на вооружении советских ВВС, как отечественные, так и иностранные.

О том, насколько ценной считалась у нас эта машина, говорит тот факт, что "Кингкобры" оставались на вооружении вплоть до 1953 года, несмотря на то, что из-за изношенности моторов (американцы после сворачивания Ленд-лиза прекратили поставки запчастей) еще в 1949-м на Р-63 запретили использовать форсажный режим. Интересно, что последние "Кингкобры" отправили в утиль практически одновременно с истребителями Ла-11, которые были разработаны и приняты на вооружение уже после войны.

Думаю, несложно догадаться, на какой случай держали эти американские машины. Советское командование планировало использовать их против самих же американцев и англичан, если бы вскоре после окончания войны с Германией у СССР возник вооруженный конфликт с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

В такой ситуации две тысячи "Кингкобр" и тысяча английских "Спитфайров" Mk.IX, также полученных по Ленд-лизу в 1944-45 годах и тоже оставленных в тылу, стали бы очень серьезным подспорьем для "Яков" и "Лавочкиных". Тем более, что ни один тогдашний советский истребитель не мог сравниться с ними по высотным характеристикам. А это значит, что на перехват "Флаинг Фортрессов" и "Суперфортрессов", ходивших на больших высотах, отправились бы краснозвездные "Кингкобры" и "Спитфайры". Но, как говорится, Бог миловал...

bell-p-59-airacomet-014.jpg
 Истребители фирмы "Белл Эйркрафт Корпорейшн", выпускавшиеся во время Второй мировой войны. Сверху вниз: Р-39 "Эйркобра", Р-63 "Кингкобра" и реактивный Р-59 "Эйркомет".

Airacobra_P39_Assembly_LOC_02902u.jpg
 Поточная сборка "Кингкобр" на заводе "Белл".

20151507173651.jpg
 Американские и советские летчики, занимавшиеся  перегонкой "Кингкобр" из США в СССР по трассе АЛСИБ.

VbTppGY.jpg
 "Кингкобры", подготовленные для отправки в СССР, на аэродроме Фэрбенкс, штат Аляска. Снимок сделан американским фотокорреспондентом летом 1944 года. На самолеты уже нанесены советские опознавательные знаки а под крыльями подвешены дополнительные топливные баки. Обратите внимание, что машины оснащены радиокомпасами (круглая антенна над фюзеляжем), которых тогда не было на советских истребителях.


 Пятитысячный самолет, отправленный в СССР по АЛСИБу. Видно, что это "Кингкобра".

P-63-Two seater.jpg
 "Кингкобра" в двухместном учебном варианте.

CAF-P-63F-Sponsor-Group_Photo-by-Glenn-Watson.jpegПоздняя модификация "Кингкобры" с увеличенным вертикальным оперением. Такие самолеты в СССР уже не попали.

071024-F-1234S-003.JPG Пилотируемая летающая мишень RP-63 "Пинбол" для тренировки летчиков-истребителей и стрелков бомбардировщиков, сделанная после войны на базе "Кингкобры".