Экономика

Бойтесь китайцев, дары приносящих

zyalt
, 26 апреля 2019 в 14:05

Фото: Dale de la Rey / AFP

Сегодня в Пекине открывается форум по инициативе "Один пояс, один путь". Собираются 30 глав государств и правительств. Путин вот тоже прилетел.

Об этой инициативе много говорят, но мало кто понимает, о чём речь. А всё очень просто, давайте объясню в двух (ну ладно, в 694) словах.

Китайская экономика развивается за счёт инвестиций в инфраструктуру. Это сложно не заметить: дороги, поезда, аэропорты, небоскрёбы, электростанции, заводы растут здесь как грибы после дождя. Всё это называется "инвестиции в основные фонды". Смотрите: ВВП Китая составляет $13 трлн в год, а объём инвестиций в основные фонды тут $9,5 трлн в год. В России же весь ВВП – $1,6 трлн в год. Понятен масштаб китайских вложений в инфраструктуру?

Так вот, постепенно появилась проблема: дороги построены, хайвеями первой категории связаны все города с населением более 200 тыс. человек (читай: все города Китая), число аэропортов превысило 200, скоростные железные дороги связали все крупные населённые пункты. Число заводов такое, что их загрузка падает (это называется "избыточные мощности").



Возник вопрос: А ДАЛЬШЕ-ТО ЧТО ДЕЛАТЬ?



Строительство инфраструктуры – это же тысячи заводов (цемент, сталь, стройматериалы, техника, станки), это миллионы рабочих мест... Нельзя же так просто всё это остановить!

Легко представить диалог в высших кабинетах:

— Чжан, всё пропало! Мы всё построили, что делать дальше?!
— Будем строить инфраструктуру за рубежом, создадим свой собственный "План Маршалла"!
— Где, кому? Они же все нищеброды, как они платить будут?
— Дадим им связанные кредиты (это такие кредиты, при которых не просто дают деньги под процент, но ещё и заставляют купить оборудование, нанять персонал и так далее), у них появятся минимальные дороги, и они все будут нам должны и благодарны одновременно! Да ещё и из орбиты американского влияния их вытянем.
— Но они же не смогут рассчитаться!
— А ты догадливый, старичок ;)


Фото: AP

Примерно так и появилась эта инициатива. Сначала её назвали "Шёлковый путь" в честь древнего торгового пути из Китая на Запад. Но это замыкало Китай на строительство инфраструктуры только в странах Азии. "Мелко это как-то, — подумали в Китае. — Не зря же мы называемся Поднебесной (то есть "весь мир")!" И придумали "Экономический пояс Шёлкового пути и Морской Шёлковый путь XXI века", но этот бренд как-то не прижился, и появился "Один пояс, один путь", сокращённо ОПОП.

Когда зарубежные страны прослышали про этот аттракцион невиданной щедрости ("Прикинь, дают бабки и сами на них дороги и аэропорты строят!"), в него вписались почти 50 стран. Китайцы накрыли пышный банкет, наливали всем водку со вкусом керосина "Маотай" (56 градусов) – и понеслась! Аэропорт в Шри-Ланке! Дорога в Казахстане! Порт в Пакистане! Трубопровод в Африке! Железная дорога в Перу! В настоящее время Китай в рамках ОПОПа реализует 1700 зарубежных проектов на 900 млрд долларов США.


Фото: ImagineChina / AP

Но, как это часто бывает после попойки, наутро всё представляется уже не в таком радужном свете. Помните, как в мультфильме Миядзаки "Унесённые призраками" родители девочки накидываются на еду и превращаются...

Началось всё со Шри-Ланки. Там китайцы построили аэропорт, морской порт и ещё стадион! Все были счастливы, пока не пришла пора платить по долгам. "Хм, а денежки где брать будем? — подумали в Шри-Ланке. — А ничего, у китайцев перезаймём!" Это как с микрокредитами: берёшь один, потом берёшь ещё один, чтобы рассчитаться по первому, сумма задолженности всё растет, и в итоге ты оказываешься на самом социальном дне, а потом приходят коллекторы. И Китай тоже не заставил себя долго ждать: "Не можете расплатиться? Ну и ну. Надо осторожнее быть, что же вы так... Даже не знаем, чем вам помочь... Ладно, давайте ваш новый порт в аренду Китаю на 99 лет. Не очень-то, конечно, нужно, но что с вами, дураками, поделаешь!"


Фото: S.Kodikara / AFP

Потом стало ясно, что эта проблема системная: новые железные дороги в Кении и Эфиопии оказались убыточными, темпы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали серьёзно отстают от графика. Пакистан уже еле справляется с долговой нагрузкой, а она всё растет...

Такая политика получила название "дипломатия долговой ловушки". Многие страны стали подозревать что-то неладное и переосмысливать свое участие в ОПОПе. Малайзия, например, отказалась от строительства железной дороги, которая вряд ли когда-нибудь окупилась бы. Правда, потом снова решила её строить, потому что китайцы неожиданно согласились снизить стоимость на 1/3 (а что, так можно было?!).


Рендер: MyHSR

А зачем ОПОП России? Пока не очень ясно. Каких-то крупных китайских инфраструктурных проектов в России не реализуется. От скоростной дороги "Москва — Казань" отказались (и слава богу, с нашим населением и расстояниями она никогда не окупилась бы). У нас своих желающих построить мосты и железные дороги хватает, и вы наверняка знаете фамилии этих своих желающих.



Наверное, мы поддерживаем Китай, потому что они же всё-таки наши друзья... Хотя, может, рискнуть и занять у них на новые дороги в Омске? Что скажете?